Импровизация
Опыт -лучший учитель ,
но он не должен быть единственным источником знаний ДжоПасс.
Профессиональное композиторское -исполнительское искусство столетиями развивалось и совершенствовалось главным образом в Европе.
Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в Америмке, в США, в творчестве мастеров джаза.
Джаз -искусство многоликое ,неоднородное в своих направлениях .Однако среди его различных стилей
и течений существует центральное направление , которое в 50-годы XX века стали обозначать термином ,,мейнстрим,,/англ.
mainstream -главное ,центральное течение/. Мейнстрим включает в себя лучшие ,выдержавшие проверку временем творческие достижения различных периодов истории джаза.
В мэйнстриме соединолось то ,что являлось общим или весьма родственным для этих стилей: репертуар ,форма произведений,инструментарий ,состав ансамблей ,мелодико-гармонический язык и специфическая образность.
Мейнстрим не есть что-то застоявщееся ,закостенелое.
Он постоянно в той или другой мере обогащается за счет последующих музыкальных течений.
Изучение импровизации основывается главным образом на мейнстриме ,так как именно здесь в первую очередь сконцентрировался опыт профессиональных импровизаторов , в том числе- гитаристов.
----------- -----------------
ТЕРМИН ,, ИМПРОВИЗАЦИЯ,,
В ,, Cловаре специальных терминов,,, прилагаемом к книге Дж. Коллиера ,,Становление джаза ,,/М. :Радуга, 1984 /, В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина ,,импровизация,,:
,,Импровизация / Improvisation –от лат. Improvisus-непридвиденный, неожиданный, внезапный/.Метод творчества / в музыке и некоторых других видах искусства /, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования , экспромтом.
В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора /сочинение музыки/ и исполнителя/ интерпретация/ ; они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом- импровизатором одновременно .
В джазе /в отличие от академического музыкального искусства /импровизация имеет основополагающее значение…,,
Сознание музыканта –импровизатора прочно связано со структурой тема- импровизации , родственной европейской форме тема- вариации .
Поэтому даже в простейших своих проявлениях умение импровизировать не является только ,,свободным фантазированием,,.
Оно требует от музыканта знания определенных тем ,их гармонических структур , формы будущего произведения / хотя бы в общих чертах /.
Своеобразный мелодико- гармонический язык импровизатора вырабатывается в процессе кропотливой продолжительной работы . Чем выше личность музыканта ,тем больше средств он имеет в своем распоряжении.
Следует учесть , что термин ,,импровизация,, многозначен .
Импровизацией называют не только метод , способ творчества , но и сам процесс создания музыки в момент ее исполнения , также результат процесса /например, звукозапись или нотную запись импровизации / и частичную имитацию процесса -исполнение заранее подготовленного соло / или аккомпанемента/.
У профессионалов выученное соло ,как правило ,имеет импровизационный характер , стилистически совпадая с теми соло , которые они обычно и импровизируют без особой подготовки/ и это- одна из причин , по которой ,,подделаться,, под настоящего импровизатора почти невозможно.
К тому же в ансамблевом исполнении , практически всегда ,присутствует импровизационность в первоначальном смысле этого слова, т.к. взаимодействие солиста и аккомпанирующих музыкантов ,как правило импровизируется :
СОЛИСТ--------------------------------}
АККОМПАНЕМЕНТ----------------- } импровизация
Одноголосная мелодия
Одноголосная мелодия -самый характерный способ изложения имповизируемой музыкальной мысли. На духовых инструментах , обычно лидирующих в мейнстриме, просто нет другой возможности в сольной игре. В партии баса и даже в соло у гитаристов господствует ,,одноголосие,, ,а у клавишных инструментов оно доминирует в партии правой руки, которая нередко записывается также, как у духовиков:
Гармоническая схема
Как известно, в основе импровизации прием обыгрывания аккордовой схемы темы, записываемой с помощью буквенных обозначений:
Тема/ мелодия и гармония/:
Поэтому и темы мейнстрима обычно называют "стандартами". Знание стандартов позволяет музыкантам играть без репетиций и без нот.
ИМПРОВИЗИРУЕМАЯ ГАРМОНИЯ
Реально звучащая гармония обычно складывается из звучания мелодии и гармонического сопровождения:
© Ю.Музычная https://secsta0.blogspot.com/2018/01/blog-post_24.html