Иж Планета Спорт- дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.
Характеристики мотоцикла:
Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .
- База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
- Длина: 2 070 (2 150) мм
- Ширина: 790 (810) мм
- Высота: 1 150 мм
- Дорожный просвет: 135 мм
- Сухая масса: 135 (155) кг
- Максимальная скорость: 140 (135) км/час
- Расход топлива на 100 км пути:
- при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
- контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
- Время разгона до 100 км/час: 11 сек
- Тормозной путь:
- со скорости 60 км/час: 16 (18) м
- со скорости 30 км/час: 7 м
Двигатель
- Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
- Число цилиндров: 1
- Диаметр цилиндра: 76 мм
- Ход поршня: 75 мм
- Рабочий объём: 340 см³
- Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
- Номинальная мощность двигателя:
- при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
- при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
- Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
- Система охлаждения — потоком встречного воздуха
- Система питания:
- Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
- Карбюратор «Микуни» (К-62М)
- Диаметр диффузора: 32 мм
- Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
- Маркировка на главном жиклёре — Микуни "190"
Трансмиссия
- Моторная передача косозубыми шестернями
- Сцепление многодисковое в масляной ванне
- Коробка передач: четырёхступенчатая
- Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
- Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
- Передаточное число первичной передачи: 2,18
- Передаточное число задней передачи: 2,47
- Передаточные числа коробки передач:
- I передачи: 3,17
- II передачи: 1,81
- III передачи: 1,26
- IV передачи: 1,0
История:
В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов.(например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с "Явами" и мотоциклами CZ.
В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.
Конструкция:
Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.
Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни, что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (весьма популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской фирмы «Hella», благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.
Ранние "Иж Планета Спорт" можно отличить по креплению двигателя на резиновых подушках, заднему фонарю, амортизаторам (имелись стаканы из нержавейки), были отражатели на ушах фары.. В 1975 году головка цилиндра сменила оребрение с «Ж-образной» на обычное, изменена форма камеры сгорания с "жокейская шапка" на "сфера в сфере", в 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Вопреки распространённому заблуждению, мощность поздних ПС (по данным инструкции по эксплуатации 1983 года) снизилась до 28 л.с. не из-за нового карбюратора К62М, а из-за уменьшения степени сжатия в угоду ресурсу и стойкости к детонации.
Если понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал)