Найти тему
sci-gorod.ru

Как улучшить свой мозг, рассказали Алексей Паевский и Анна Хоружая

Оглавление

В интернете пишут как о внешних методах: электромагнитная стимуляция или «волшебные» таблетки, так и о внутренних: игра на музыкальных инструментах или тренировка памяти. Что из этого фейк, а что реально работает?

Редакторы портала «Нейроновости», авторы блога об истории медицины Алексей Паевский и Анна Хоружая по приглашению лектория «Живое слово» прочитали в Твери лекцию «Как прокачать мозг: научная инструкция по применению».

Технология что дышло: не пытайтесь повторить!

Возможно, кто-то практиковал «виртуальный телекинез» и пытался сдвинуть с места объекты на экране компьютера или смартфона, надев на голову ободок с электродами. Такие штуки могут встречаться на выставках и продаваться в интернете как девайсы для прокачки концентрации внимания. Однако на самом деле эффект пользовательских гарнитур нулевой. Устройства не оказывают того влияния на мозг, который обещают производители.

В основе этих игрушек лежит метод электроэнцефалографии с биологической обратной связью. В лабораторных условиях на вас надевают устройство с электродами, которые в режиме реального времени передают на экран активность клеток мозга. Человек может осознанно изменять эти показатели, выполняя задания на тренировку концентрации внимания. С помощью функциональной МРТ ученые зафиксировали некоторое влияние таких тренировок на процессы в мозге (активизация сенсомоторной коры, сети пассивного режима работы мозга и т.д.), однако для уверенного вывода недостаточно доказательств.

-2

– Симуляция нейрофидбэка и настоящий нейрофидбэк в равной степени улучшают конечные результаты, – сказала Анна Хоружая. – Значит, здесь работает эффект плацебо – самовнушения? Для ответа на этот вопрос нужны еще исследования.

Другой внешний способ взбодрить мозг – это транскраниальная магнитная стимуляция с помощью на первый взгляд нехитрой магнитной катушки, которая прикладывается к определенной части мозга. Однако в быту такие опыты нельзя повторять.

– Если чуть-чуть не так приложить магнитную катушку, то вы добьетесь обратного результата, – предупредил Алексей Паевский.

-3

В лабораторный условиях можно стимулировать мозг электрическим током и добиться колоссальных результатов. Например, исследователи омолодили мозг забывчивых пожилых людей в отношении производительности рабочей памяти до уровня двадцатилетних. Однако, во-первых, это временный эффект. А во-вторых, использовать этот метод можно опять же только в лабораторных условиях.

– Не гуглите схемы по электростимуляции мозга! У всех разное устройство мозга, и просто копировать схемы нельзя! Вы можете неправильно подключить устройство, неправильно его установить! Мне известен случай, как из «кроны» человек умудрился извлечь 220 вольт. Выжил, но приятного мало.

-4

Вообще, мозг удивительно пластичен и может научиться, казалось бы, фантастическим вещам. Например, с помощью современных технологий незрячие могут видеть языком – мозг можно натренировать преобразовывать сигналы от языковых рецепторов в зрительные образы. Дальтоников можно научить различать цвета ушами, а точнее, участками мозга, отвечающими за восприятие слуха.

Таким образом, технологии – это мощный ресурс для развития мозга, однако голову при их использовании отключать не нужно.

Дедовские методы самые надежные

– Кто ел глицин во время сессии? – спросил Алексей Паевский.

Поднялись несколько рук.

-5

– Стесняетесь. Согласно исследованиям, около 30% студентов используют этот препарат во время подготовки к экзаменам. Он вкусный, но никакого влияния на мозг не оказывает.

Эффективность ноотропных препаратов, таких как винпоцетин, пирацетам, фенотропил, не доказана, и они были исключены из перечня лекарственных средств по настоянию президиума Формулярного комитета РАМН.

Что же тогда делать бедным студентам?

-6

Спать спокойно! Согласно исследованию, та группа студентов, которая спала по 8 часов, справилась с экзаменами гораздо лучше, чем та, что готовилась к сессии в обычном режиме, то есть недосыпала.

-7

– Сон улучшает работоспособность. Лучше нормально поспать – за день вы успеете больше сделать, – посоветовала Анна Хоружая. – Здоровый сон обеспечивает долгую память, помогает формировать новые нейронные связи, делает их более эффективными, защищает от деменции в старости.

-8

В общем, дедовские методы самые надежные: изучение стихов, языков, писание от руки, интеллектуальные игры, физические упражнения, игра на музыкальных инструментах.

– На всяких мамочкиных форумах обсуждают эффект Моцарта и советуют прикладывать классическую музыку к животу, – сказал Алексей Паевский. – Эффект Моцарта действительно есть, но работает он не так. Три группы интеллектуально развитых студентов решали тест на IQ, а затем одна группа слушала Моцарта, другая музыку для релаксации, а третья ничего не слушала. Затем все снова решали тест, и у группы, слушавшей Моцарта, результаты оказались лучше, чем в первый раз, и на уровне 120 баллов. У остальных студентов результаты не изменились и остались на уровне 110 баллов. Правда, эффект Моцарта непродолжительный – около 30 минут.

-9

Полезно не только слушать музыку, но и учиться играть на музыкальных инструментах. Доказано учеными: даже если у вас нет слуха, играйте – вашему мозгу это полезно, хотя мозгу соседей, наверное, нет.

***
Это лишь некоторые выводы, которые мы выборочно представили по итогам потрясающей лекции Анны Хоружей и Алексея Паевского. Зрители задавали много вопросов, и Екатерина Родионова, спросившая об использовании технологий в реабилитации пострадавших от инсульта, получила в подарок книгу «Вообще ЧУМА! История болезней от лихорадки до Паркинсона» с автографами авторов.

-10

Мы договорились, что прекрасный научный дуэт откроет наш научно-популярный сезон 18 января 2020 года лекцией про искусство и медицину. Анна Хоружая и Алексей Паевский будут ставить диагнозы персонажам известных картин. Приходите в лекторий «Живое слово» и будьте в тренде научной мысли!

За гостеприимство благодарим наших партнеров – отель «Оснабрюк»!

Фото: Артем Ершов

Текст: Дмитрий Кочетков