Найти тему
Классическая музыка

Этель Смит и ее хулиганская месса

Как подойти к классической музыке в век победившего феминизма? Слушать произведения сильных и независимых. Одна из таких – Этель Смит. Прославилась, правда, она больше как деятель суфражистского движения, а не как композитор, но хорошую музыку написать успела. Например, Мессу ре-мажор, которую мы и послушаем.

Интересный момент мессы, что ее финал – это Gloria, а не Agnus Dei, как положено по литургической конвенции. Такой прием использован для того, чтобы придать произведению победоносный характер. Это можно интерпретировать, как победу человека над Богом. Напомню, что сама Смит была атеисткой. И хотя мессу сложно назвать выдающимся произведением, она вторична по отношению к тому же «Военному реквиему» Брамса, но тенденцию к атеизму в музыке Смит уловила ловко, можно даже сказать – предрекла. Пускай и неосознанно.

Драматизм произведения достигается не за счет сложной гармонической структуры, а больше благодаря техническим ухищрениям и комбинированию хоровых и сольный партий. Учитывая, что это серьезный жанр религиозной музыки, такие приемы смотрятся больше как хулиганство. Да и сама Смит объясняла, что ее цель – издавать шум, который бы доносился в дома слушателей. Бернард Шоу сравнивал «Глорию» с вступлением к космической опере, и высказал мнение, что «все произведение, хотя и внешне очень приличное, имеет скрытую ненормативную лексику».

Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus

Если понравился материал, то подпишитесь на канал и поддержите лайком. Также не пропустите другие, похожие материалы, опубликованные в канале:

1. «Огонь в моем рту» – феминистическая оратория

2. «Жанна Д'Арк на костре» – откровение об уничтожении человеческого достоинства

3. О музыкальном развитии через призму произведений первой женщины-композитора