Как вы думаете, друзья, стоит ли хотя бы на время кардинально сменить свою повседневность, оказаться в мире, где приняты другие мерила счастья и успеха - в открытом море под четырьмя тысячами квадратных метров белоснежных парусов “Крузенштерна” – одного из самых больших барков в мире. Ведь когда ты оказываешься в ограниченном пространстве, то начинаешь задумываться о том, что на самом деле есть свобода.
Если верить нейролингвисту Татьяне Черниговской, то наш мозг хранит 5,5 петабайт информации. Это три миллиона часов просмотра видео!!! Потому гипотеза, согласно которой современный человек может перегрузить мозг “лишней” информацией – не совсем верна. А успеваем ли мы все эти данные переработать? И, что немаловажно, где он – путь к самому себе.
О нашей экспедиции
Это не круиз и не туристическая поездка, это путешествие с полным погружением в команду экипажа, знакомство с людьми паруса, которых крайне сложно представить ведущими привычную для нас сухопутную жизнь. А еще это настоящий человеческий путь, он ведет от себя в неизвестность, а потом возвращает к себе настоящему. И вот, прошла неделя, а в кармане образовалась целая директория тебя: кто ты и чего ты на самом деле хочешь.
Порядки на корабле
На “Крузенштерне” не работают социальные договоренности и совершенно стираются границы между людьми. Даже факт того, что ты должен беспрекословно подчиняться капитану, говорит не о его личностном превосходстве, а об уровне принятой им ответственности.
Общаться без камня за пазухой, не стесняясь своего громкого смеха, спать на второй полке десятиместного кубрика, начинать день с зарядки, а не проверки почты, по сигналу “парусный аврал” бежать на палубу к своему гроту, засыпать с мыслью о том, что уже второй день подряд у тебя лучший в жизни, забыв напрочь, где на экране расположены иконки социальных сетей - не поверите, как быстро все это становится привычным. Может, потому что естественно? Как еще объяснить то, что при спуске на землю какое-то время подкашиваются ноги?
Пройти на одном из самых больших парусников в мире - это настоящий человеческий опыт. Из решившихся - а их было больше 200 - не пожалел никто. Вас, наверное, мучает вопрос: “Чем участники экспедиции занимаются на “Крузенштерне”?”.
Чем мы занимаемся?
Итак, у нас пять незыблемых вещей: подъем, завтрак, обед, полдник и ужин. Все остальное зависит от погоды, которая в море непредсказуема. Даже зарядку на палубе в 7:05 могут отменить из-за шторма. У каждой группы есть координатор. На его совести выполнение программы. Но обо всем по порядку.
РАСПОРЯДОК ДНЯ
- Подъем-зарядка-завтрак
Ровно в 7 утра нас будит вахтенный помощник капитана по судовому радио:
“Судовое время - 7:00, курсантам, экипажу и команде Клуба путешествий - подъем. Судно находится в таком-то море, до прибытия в ближайший порт - столько-то морских миль. Погода - такая-то, ветер - такой-то…”
А потом еще раз, только по-английски.
В 7:30 в кают-компании всех ждет завтрак. Чем кормят? Бутербродами с сыром и колбасой, иногда кашей, иногда йогуртом или вареными яйцами (порой и тем, и другим, и третьим). Ну и, конечно, на столе всегда есть соусы - по пять видов как минимум. Так что если вам внезапно захочется немного терияки к манной каше - не стесняйтесь. И помните: на “Крузенштерне” все едят в трижды больше обычного, а утром тем более. Поэтому нашу буфетчицу всегда можно попросить еще колбасы или заварить побольше кофе.
В 8 часов утра координатор рассказывает о том, чем мы будем сегодня заниматься. В ближайшие 30 минут - точно ничем, потому что каждый прием пищи на “Крузенштерне” длится ровно час. И это законное время отдыха для всего экипажа. Как правило, первые активности начинаются в 8.30 - 9.00.
- Дневные активности
В первый день прослушаем обязательный инструктаж по технике безопасности и пойдем на экскурсию по палубе. И то, и другое - крайне важно. Как минимум, команда координатора собраться у первого грота не будет звучать для вас набором слов. А потом-то что? А потом вы сами не успеете заметить, как будете вовлечены в жизнь парусника.
Время подходит к 9 утра и вы слышите по радио голос своего координатора: “Команде собраться на шкафуте”. Вы были внимательны на экскурсии, потому точно знаете, где этот за шкафут находится. И помните: если звучит команда - нужно ее выполнять в эту же секунду, а не через 10-15 минут.
Итак, у нас сегодня ожидается большой парусный аврал. Чтобы никто не чувствовал себя лишним на нем, координатор пригласил главного человека на палубе - старшего боцмана Михаила Привалова. Михаил расскажет о видах парусных авралов, рангоуте, такелаже - одним словом, что это за веревочки и как они работают, поднимая почти 4 тыс. квадратных метров парусов. По плану эта лекция занимает полтора часа, на деле - больше двух.
Помните, вас в первый день распределили по мачтам? Так вот Михаил Привалов, согласно этому разделению и вашим физическим возможностям, расскажет, кто чем будет заниматься во время авралов. Девочки отвечают за гордени, мальчики - за лебедку, а самые смелых могут определить на подъемы.
- Вот уже и обед
Обед в 11:30. И ничего этому не может помешать. Обычно на обед подают суп (в супнице!). Неважно, грибной или солянка, всегда - на мясном бульоне. Нужно же запастись энергией, аврал ведь обещали. На второе - мясо, птица или рыба с гарниром, а также морс, кисель или компот.
- Должна была быть экскурсия к парусному мастеру, но вмешался аврал
Вы же говорили в три? А случился в час. Такое бывает. Аврал по постановке всех парусов может длится 2-2,5 часа. Если вы принимаете в нем активное участие, то время пролетает с какой-то космической силой. Здесь потянул, там подержал, 1-2-3-4 - лебедку крути, а вон - коллегам с соседней мачты нужна помощь… Замираешь только на том моменте, когда с лязгом поднимается парус и натягивается по ветру. Это вам сейчас кажется, что ничего особенного. А как увидите вживую - комок подойдет к горлу от красоты и величественности происходящего.
- Вы же уже проголодались?
Это случится ровно в 15:30. Когда вас приглашают по судовому радио пить чай, вы предвкушаете горячий напиток и какую-нибудь выпечку. Так и будет, если не вмешается то, что один наш путешественник назвал “генератором случайных чисел”: на столе во время полдника появится копченая скумбрия, вареный картофель и каркаде. Никогда не знаешь, чего ждать от этого чая.
Отложенная лекция капитана
Истории о гонках больших парусников нравятся всем, потому что регаты сегодня - это возвращение во времена, когда управление судном сводилось к умению “подчинять” себе ветер и морское течение, выбирать правильный курс. Что немаловажно - быть командой не просто на словах. И кто может рассказать об этом лучше, чем Михаил Еремченко - человек, прошедший на борту барка путь от курсанта до капитана, сам участник многих гонок?
- А что дальше?
Если вдруг ветер или дождь (может, все сразу), то не будем терять времени, отправимся исследовать “Крузенштерн” и знакомиться с людьми, посвятившими свою жизнь служению легендарному паруснику. Разделимся на несколько групп: одна пойдет к Игорю Майорову - парусных дел мастеру (обязательно попросите его рассказать историю о том, как он стал хранителем редчайшей в мире профессии), вторая - в музей “Крузенштерна”, который, несмотря на небольшие размеры - настоящая сокровищница, третья группа сперва исследует капитанский мостик и штурманскую рубку, а потом мы все поменяемся. В оставшиеся дни еще заглянем в радиорубку, машинное отделение и… салон капитана - невероятной красоты помещение для приема высокопоставленных гостей.
Если же ветер будет меньше 10 м/с, то все наверх! Будем совершать учебные подъемы на мачты. Помните, к какой из мачт прикреплены? Страховка при себе? Не переживайте, на всех подъемах присутствуют боцманы мачт, матросы и курсанты. Они не только покажут, как правильно забираться, но и подстрахуют. Обещаем, на третий подъем уже будете ходить как к себе домой.
Но приготовьтесь: в вас что-то поменяется, когда вы увидите мир с 40-метровой высоты.
- А что могло бы быть еще?
Учебная эвакуация с судна, мастер-класс по вязанию узлов, лекция по истории паруса, навигации, метеорологии, управление судном при помощи привода Дэвиса (да, нужно крутить настоящий штурвал, причем - вчетвером), состязания по перетягиванию каната, метанию легости… не перечислить!
- Дождались ужина
Ужин в 19:30. На него всегда подают суп, который был в обед и какое-нибудь новое второе блюдо. И не забывайте, что на столе всегда в изобилии хлеб, сливочное масло и да - соусы.
Вам смешно, а участники прошлых походов еще долго отучают себя от привычки съесть пару-тройку бутербродов с маслом перед сном :)
- Вечерние мероприятия
Первый вечер на корабле всегда посвящен знакомству. И это одна из наших любимых частей путешествия, ведь никогда не угадаешь, кто окажется с тобой по соседству в кубрике.
Любой человек на “Крузенштерне” - открытие, потому что в море мы все настоящие. И потому что парусник пускает далеко не всех. А еще на нем зарождается крепкая дружба, ведь ты возвращаешься на сушу с серьезной болезнью, симптомы которой никому не понятны. Только таким же как ты, “крузанутым”.
Что еще делаем после окончания рабочего дня? Устраиваем поэтические вечера, встречаем закат на палубе и поем песни под гитару, снимаем короткометражные фильмы, устраиваем капустники с курсантами и еще много чего. Но не скучаем никогда.
- Отбой в 23:00, но не для нас
После вечерней активности - отдых. Кто-то идет спать, а кто-то садится на нос и смотрит на горизонт (в море долгие закаты). Кто-то собирается большой толпой на корме и играет на гитаре (очень тихо). На “Крузенштерне” тяжело ощутить гнетущее человеческое одиночество. А настоящее счастье - сколько угодно. Но вы все же не засиживайтесь.
Помните, что завтра в 7:00 вас разбудит голос судового радио.