Найти тему
BooK-по_читатель

Хочешь ли ты получить ФЦО? (роман А. Рубанова "Боги богов"

Какова природа власти? А что сделаешь ты, если вдруг станешь полубогом на планете беззаботных и счастливых дикарей?

Хочешь ли ты получить ФЦО?

Эти вопросы может задать себе читатель романа "Боги богов" А. Рубанова.

Андрей Рубанов
Андрей Рубанов

Андрей Рубанов - автор романов о жизни московского бизнес-бомонда, людей Рублёвки и шикарных пентхаусов. В то же время автор постапокалиптической дилогии "Хлорофилия" и "Живая земля".

Как и многие современные авторы, Рубанов не замыкается на определённых жанровых стратегиях, поэтому легко меняет стили и формы. В этом году он представил на суд зрителей славянское фэнтези.

А в 2011 году вышел его фантастический роман "Боги богов", в котором продолжил развивать антиутопический сюжет.

"Боги богов" и есть роман про ФЦО.

Что же такое ФЦО?

Вряд ли, это формулируется легко:

Фцо — это Фцо! Весь кайф, вся жратва, все бабы, все океаны, горы и так далее. Вся планета.
… и ошибается тот, кто буквально переводит древнее слово как “всё”. Фцо — это не просто “всё”, а “всё вместе”.
...хотеть Фцо нужно с детства и всю жизнь посвятить, экспериментировать и ошибаться, изучать себя, повсюду искать источники удовольствий. И главное, никогда не останавливаться; настоящий ценитель знает, что никто никогда не сможет получить Фцо.

Как и всё связанное с богами, это весьма неопределённо.

При чтении "Хлорофилии" возникают ассоциации со старым романом В. Аксёнова, а "Боги богов" - это, конечно, роман в духе "Трудно быть богом".

В отличие от Стругацких Рубанов предлагает новые условия для эксперимента. Если у Стругацких порядок в неразвитой цивилизации пытались навести учёные, помогая своим подопечным преодолеть феодальную дикость, т.е. имели благие намерения, которыми вымощена дорога в ад, то у Рубанва боги - два беглых уголовника, два вора. Один из них, Марат, отпрыск аристократов, из самолюбия отказавшийся от карьеры пилота биомеханических межзвёздных кораблей, а второй отпетый рецидивист Жилец, жаждущий абсолютного наслаждения, которое невозможно без абсолютной власти.

Герои в результате побега из тюрьмы попадают на Золотую Планету, своеобразное завещание одного из патриархов уголовного мира Жильцу.

Эта планета и становится экспериментом по созданию нового мира бывшим пилотом Маратом, которого Жилец использует для реализации своих планов.

Золотая Планета до сих пор находится на стадии неолита, где правят Матери родов, место которых и занимают прибывшие на планету герои, ставшие Великим Отцом и Сыном.

На Золотой планете царит умиротворение и покой, нарушаемый дикими зверями и редкими бытовыми раздорами. Воздух здесь пахнет сладостями, любвеобильные женщины, чей пот пахнет карамелью, готовы ублажать своих мужчин, основное время почивающих в тени, защищающей от света фиолетового солнца. Всё, что необходимо для жизни, даёт планета, а её жителю остаётся ЫЫЦЗ. Покой и мир.

Перед нами рай до грехопадения. Молочные реки и кисельные берега:

как будто шагаешь по поверхности шоколадного торта.

Но сюжет может начаться только в тот момент, когда рай уже потерян.

Послеобеденный сон достаточно быстро сменяется доносами и казнями, умиротворение устрашением. А фантастический роман превращается в антиутопию.

Рубанов создаёт своеобразный мир, где технологии работают на главном ресурсе человека - любви. Чтобы управлять биотехнологиями необходимо сродниться с кораблём, завоевать его, установить отношения как живым существом. Только полное взаимопонимание с машиной, истинное уважение могут управлять новым миром. И, конечно, чтобы стать одним из пилотов необходимо развивать чувственность, уметь быть человечным и отзывчивым.

Рубанов даёт возможность Марату, человеку с неимоверно развитой эмпатией, что является его главным преимуществом и непреодолимой слабостью, попробовать построить свой мир. И, конечно, же эта игра в "Цивилизацию" заканчивается кровавыми боями и жестокими ритуалами.

Автор достаточно подробно изображает трансформацию ленивого аборигена в кровожадного фанатика: власть меняет не только, и, может быть, не столько правителя, сколько его апологета. Но речь не о гуманизме: теократия - единственная возможность сохранить свою власть навечно. А значит для правителя этот способ наиболее эффективен. Цель оправдывает средства.

Марат, искренне верящий в возможность мирного пути к новому социальному строю, оказывается бессильным перед стремлением Жильца, который становится его наставником, к беспредельной власти, жаждой наслаждения и насилия.

Собственно в романе "Боги богов" все герои, представители разных рас, эпох, цивилизаций уравнены между собой. Рубанов даёт понять, что на самом деле все живые существа развиваются одинаково - аборигены Золотой Планеты, жители Земли, покорившие космос, Дальняя Родня (о них в романе лишь упоминается), разместившие во всех концах галактики кабель дающий нечеловеческую силу. Все они подчиняются одному закону - жажде власти.

Что понравится в романе:

  • Интересный мир, созданный автором: биотехнологии завораживают!
  • Система персонажей: редко в центре антиутопии оказывается властитель, Рубанов анализирует субъекта власти, а не подчинения.
  • Идея внутренней прочности воли к власти.

Что может не понравиться в романе:

  • Сюжет достаточно долго подходит к кульминационной точке.
  • Фантастика предполагает определённого читателя: отношение к жанру здесь первично.
  • Сюжет самой вселенной не завершён. Те, кто не любит недомолвок, будет немного разочарованы.

Делитесь в комментариях своими мыслями о прочитанном.

Помните, что автору обратная связь всегда необходима!

Особенно поддержка!