Конституция определяла КНР как «государство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян».
«Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей», которые вместе с другими государственными органами «осуществляют систему демократического централизма».
В преамбулу ее текста вошла официальная формулировка генеральной линии партии: «Китайская Народная Республика, опираясь на
государственные органы и общественные силы, путем социалистической индустриализации и социалистических преобразований обеспечивает постепенное уничтожении системы эксплуатации и построение социалистического общества». В отличие от «Общей программы НПКСК», дававшей гарантии частной собственности, Конституция объявляла «священной и неприкосновенной» именно общественную собственность.
В Конституции были сформулированы основные права и обязанности граждан. Она провозглашала равенство граждан КНР перед законом и национальное равноправие, формулировала социально-экономические права граждан (право на труд и т.п.), политические свободы, а также обязанности граждан. И хотя материальные гарантии социально-экономических прав носили в основном программный характер, рассчитанный на определенную перспективу, но сам факт их внесения в Конституцию имел большое историческое значение.
За неханьскими этносами (таких начитывалось 56, и они составляли 35 млн человек, или 6% общей численности населения, площадь их компактного проживания достигала 60% территории страны) Конституция признавала право создания национальных автономных районов, округов или уездов, но не автономных республик (соответствующие меры были предусмотрены еще «Общей программой» НПКСК, а уже в августе 1952 г. правительство КНР обнародовало «Тезисы об осуществлении автономии в национальных районах КНР», где были более детально разработаны положения об автономии национальных районов, их политическом, экономическом и культурном развитии). Вопрос о праве наций на самоопределение был в Конституции обойден.
К сентябрю 1956 г. в КНР было создано два автономных района: Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский, 27 автономных округов и 43 автономных уезда. К 1958 г. были образованы Гуанси-Чжуанский и Нинся-Хойский автономные районы. В 1956 г. был учрежден Подготовительный комитет по образованию Тибетского автономного района, а сам район был официально создан только в 1965 г.
На 1-й сессии ВСНП были приняты также пять органических законов (Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей КНР, Закон об организации Государственного Совета КНР, Закон об организации народного суда КНР, Закон об организации народной прокуратуры КНР, Закон об организации местных собраний народных представителей и местных Народных комитетов КНР), определявших структуру и принципы деятельности ВСНП, Госсовета КНР, местных собраний народных представителей и местных народных комитетов, судов и прокуратуры. По Конституции КНР высшим органом государственной власти в стране, осуществлявшим законодательную власть, объявлялось ВСНП. Широкие полномочия и известная самостоятельность предоставлялась ПК ВСНП, который между сессиями выполнял функции высшего органа власти, его возглавил Лю Шаоци.
Был введен пост председателя КНР, на который был избран Мао Цзэдун, его заместителем стал Чжу Дэ. Место Государственного административного совета (ГАС) в новой системе государственных органов в качестве высшего административного органа занял Государственный совет (Госсовет), который возглавил Чжоу Эньлай. Существенные изменения коснулись местных органов власти и системы судебно-прокурорских органов. Последние были выведены из подчинения местных исполнительных органов, т.е. народных комитетов.
Судебные органы в отличие от прокурорских не утратили организационных связей с местными институтами власти.
Председатели судов всех ступеней избирались соответствующими представительными органами, а судьи назначались народными комитетами.
При выработке народно-хозяйственных планов и подготовке выборовв местные и центральные институты власти было необходимо иметь достоверную информацию о численности населения КНР. В 1953 г. была проведена первая в истории КНР всеобщая перепись населения. Она показала заметный рост населения страны.
К концу 1953 г. его численность примерно равнялась 582,6 млн человек, а к концу 1954 г. она достигла 602 млн 660 тыс. По сравнению с 1949 г. прирост составил 60 млн 990 тыс. С 1949 г. правительство не придавало серьезного значения быстрому демографическому росту населения Китая. Увеличение численности населения рассматривалось как источник благосостояния страны.