Найти в Дзене

Петр I и плен

Петр I
Петр I

Молдавия, лето 1711 года.

Поход Петра I против турок с самого начала не задался. Еще до начала боев во время шестидневного перехода армии от Днестра до Прута солдаты, изнуренные жаждой, голодом, а также перепадами дневных и ночных температур в южных степях, умирали массово. Датский посланник при русском войске Юст Юль сообщает, что многие молодые рекруты, не выдерживая мучений, кончали жизнь самоубийством.

Забегая вперед скажем, что из около 80 тысяч русских солдат, бывших в наличие в начале Прутского похода, не вернутся домой около 37 тысяч. Из них только около 5 тысяч погибнут непосредственно в бою, а остальные - от голода, холода и болезней.

Под конец этой неудачной кампании турецкие войска, прижав русских к реке, осадили их мощными укреплениями. Провизия, которой не хватало с самого начала похода, быстро закончилась. В лагере плакало много офицерских жен, которых зачем-то потащили за собой.

Петр, зная, что помощи ждать неоткуда, понимал, что закончится вся эта эпопея может только пленом или гибелью. К гибели, он по всей видимости, был готов. А к возможному пленению решил приготовиться отдельно, дабы своим пленом не поставить под угрозу государство свое.

Для этого он написал письмо в Сенат, которое было с большой опасностью доставлено в столицу офицером, пробравшимся сквозь турецкие и татарские посты. Это письмо приводит Якоб Штелин. Вот оно: " Уведомляю вас чрез сие, что я со всем моим войском без нашей вины и ошибки, но только чрез ложно полученное известие в четверо сильнейшим турецким войском таким образом окружен и столько дороги к привозу провианта пресечены, что я без особенной Божеской помощи ничего, как совершенное наше истребление или турецкий плен не предусматриваю. Ежели ж случится последнее, то не должны вы меня почитать царем, вашим государем и ничего не исполнять, чтобы до ваших рук ни дошло, хотя бы то было и своеручное мое повеление, покамест не увидите меня самолично. Ежели же я погибну и вы получите верное известие о моей смерти, то изберите между собою достойнейшего моим преемником".