Хип-хоп и хаус в наши дни – коммерчески успешные жанры. Критикуемые консерваторами за простоту, но от того еще более популярные у молодых. А что будет, если совместить эти два жанра? Сегодня мы поговорим о непростой истории хип-хауса.
Как известно, и хип-хоп и хаус зародились как прогрессивная андерграудная музыка примерно в одно время – в конце 70-х – начале 80-х. Речитатив, как неотъемлемый элемент первого сблизился с синкопированным ритмом второго к концу восьмидесятых – до этого он, как правило, обрамлял инструменталы в стиле диско. Стоит отметить, что хип-хоп в те времена выполнял скорее развлекательную миссию. Это позже появятся Public Enemy с их политическими посылами в тексте и наглые гангстеры из N.W.A. Пока что людям хотелось танцевать под грувовый бит, украшенный рэпом, призывавшим толпу активнее двигаться.
В целом, и хип-хаус укладывается в эту концепцию. Главная его миссия – развлекать. Своего расцвета жанр достиг на стыке 80-90-х, началось все по традиции в США, но наибольшей популярности снискали проекты из Европы – Technotronic из Бельгии и Black Box, созданный на территории Италии. Примечательно, что в первом проекте, известном, прежде всего, по хиту Pump up The Jam за речитатив отвечала девушка.
Тексты таких треков были незамысловаты – в них говорилось непосредственно о ритме, танцах и музыке, содержались уже традиционные обращения к слушателям/зрителям.
В девяностые наступила эпоха евродэнса, и хип-хаус отошел в тень, хотя иногда «его услугами» все же пользовались продюсеры. Так бывало и в гламурные нулевые и в начале десятых, когда рэперы и R’n’B исполнители в качестве гостевых МС участвовали в электронных танцевальных треках. Можно вспомнить Питбулля или Тимати времен Welcome to St. Tropez.(возможно, лучший период творчества Тимура)
И вот сейчас, когда время мажористых тусовок закончилось, в эру бурного развития Интернета хип-хаус, похоже, переживает второе рождение. И происходит это не где-нибудь, а в России. Сейчас даже бессмысленно перечислять конкретные примеры, ведь, наверняка, все слышали творчество Федука, Элджея или Матранга. «Прямая бочка» (именно так незамысловато называют хип-хаус у нас в стране) действительно стала одним из трендовых явлений в отечественной музыке в последние годы.
Итак, в основе хип-хауса лежит темп в районе 120-130 ударов в минуту, типичный (можно даже сказать «избитый») хаусовый ритм, образованный басом (часто из библиотеки Vengeance) и залееренными плаками. В качестве вокала – расслабленный речитатив с запоминающимся «хуком», повторяющимся несколько раз и, как следствие, откладывающимся в голове даже у тех, кто негативно относится к подобной музыке. Часто в текстах содержатся аллюзии на запрещенные вещества или алкоголь. В переходах между вокальными партиями могут играть простенькие мелодии, созданные с помощью синтезированной флейты или голосовых эффектов. Гармония в таких песнях меняется крайне редко, резких смен настроения или ритмического рисунка не наблюдается. Ставка в треках делается на легкость и запоминаемость, способность создать хайп. В принципе, данный жанр не сложен в продюсировании, да и вообще хаус в разных его вариациях – это верный способ сделать просто, но в то же время «качово». Отсюда и его высокая популярность.