Найти в Дзене
Все сложно

Опыт "вне слов" и танце-двигательная терапия

Почему во время движения может "накрыть", если это "просто танцы"? В основном это «явление» приписывают механизмам имплицитной памяти. Это память неосознаваемая, которая формируется из опыта и в нем же проявляется. Считается, что этот тип памяти преобладает в раннем возрасте, тесно связан с движением и критически важен для формирования навыков. Некоторые специалисты отводят имплицитной памяти важное место в формировании ментальных моделей. Ментальная модель – чуть сложнее, чем просто навык. На основании опыта внутри психики создается как бы базовый «сценарий», позволяющий нам быстро ориентироваться в ситуации, знать, чего ожидать, и соответственно реагировать. Смутное беспокойство и ощущение «что-то не так» может быть, как раз сигналом того, что ситуация разворачивается по «неправильному» сценарию. Но имплицитная память, это штука «вне слов», и рефлексировать в моменте сложно. Движение может актуализировать имплицитную память и привести к аффективной реакции, которую включает «мент
Оглавление

Почему во время движения может "накрыть", если это "просто танцы"?

В основном это «явление» приписывают механизмам имплицитной памяти. Это память неосознаваемая, которая формируется из опыта и в нем же проявляется.

Считается, что этот тип памяти преобладает в раннем возрасте, тесно связан с движением и критически важен для формирования навыков.

Некоторые специалисты отводят имплицитной памяти важное место в формировании ментальных моделей.

Ментальная модель – чуть сложнее, чем просто навык. На основании опыта внутри психики создается как бы базовый «сценарий», позволяющий нам быстро ориентироваться в ситуации, знать, чего ожидать, и соответственно реагировать.

Смутное беспокойство и ощущение «что-то не так» может быть, как раз сигналом того, что ситуация разворачивается по «неправильному» сценарию. Но имплицитная память, это штука «вне слов», и рефлексировать в моменте сложно.

Движение может актуализировать имплицитную память и привести к аффективной реакции, которую включает «ментальная модель».

Тогда и случается пресловутое "накрыло" во время движения.

Не всякий взмах рукой может актуализировать переживания. Для этого нужно, чтобы совпало множество факторов и условий, как с точки зрения движения, так и с точки зрения отношений с другими, значимости процесса, множества психических факторов, которые сознание не в состоянии учесть, но которые входят в ментальную модель.

Ну, и что с этим делать?

Считается, что чем более мы осознанны, тем лучше мы адаптируемся к реальности и тем счастливее становимся.

Поэтому задачей психолога будет сделать опыт осознанным, описываемым словами и занимающим отдельную полочку в наших представлениях о себе и о мире.

Здесь важно подчеркнуть, что психолог сам не называет опыт, но помогает клиенту подобрать правильные слова.

Если слова подобрались, то это еще не все. Дальше следует связать этот уже названный опыт с актуальной жизненной ситуацией – почему это всплыло сейчас? Как это может быть связано с вашим запросом/ теми чувствами, той ситуацией, которую вы описывали перед началом движения?

Следует связать этот опыт и с жизненной историей: это что-то новое или кажется уже знакомым? Какие воспоминания вызывают эти движения?

Все это нужно, чтобы выстраивать так называемый «нарратив» - собственную непротиворечивую и связную жизненную историю, внутреннее понимание себя, своих жизненных установок, выборов и мотиваций.

Умные сценаристы держат наше внимание на крючке, заканчивая серии на самом интересном моменте. Неоконченные и прерванные истории не дают нам жить спокойно и в итоге мы смотрим все 12 сезонов).

С личной историей происходит то же самое. С этого начиналась терапия Фрейда: вспомнил, что было в детстве и понял, как это повлияло на твою жизнь, напряжение незнания уменьшилось, пробелы заполнились и можно перестать смотреть это «кино» и заняться другими важными вещами.

Понятно, что все не так просто, но выстраивание собственного нарратива правда способствует внутренней ясности. Психическое напряжение уменьшается, общая тревожность снижается.

В ТДТ мы часто двигаемся не только, чтобы «извлекать» опыт, но и, чтобы создавать альтернативный.

Я часто пишу про переходное пространство и Дональда Винникота, когда с помощью психологических теорий пытаюсь объяснить процессы, создающие этот опыт. Но этот пост уже и так достаточно длинный, поэтому применим методы голливудских сценаристов: в следующей статье напишу про переходное пространство подробно).