Здравствуйте данная тема посвящена историческому познанию и
прежде всего тем инструментом при помощи которых историки и не только историки пытаются разобраться в прошлом. Прошлое окружают нас. Она властно заявляет о себе в кинематографе в литературе в интернет пространстве и в пространстве публичной политики. Почему так произошло скорее всего потому что прошлое выполняет какие-то значимые социальные задачи без которых общество не может обойтись. Считается что знание о прошлом или представление о прошлом реализуют несколько значимых функций.
Первая функция это функция объяснения настоящего современный
человек приучен мыслить исторически и он склонен объяснять современные проблемы феномены события явления процессы опираясь на свои представления о прошлом. И действительно это очень часто оправдывает себя, но при этом необходимо помнить. О том что не все явления современности можно объяснить отсылками к прошлому. Вторая очень важная социальная функция которая присуща историческому знанию с древности это воспитательная функция.
Считается что опираясь на пример из прошлого можно развить в
человеке или в молодом поколении в целом какие-то важные гражданские или человеческие качества. Это воспитательная функция особенно ярко проявляет себя в сфере образования школьного образования и в меньшей степени вузовского образования. Считается что история, позволяет воспитать сознательного активного гражданина. И многие современные историки даже склонны выделять гражданскую историю как особый вид исторического знания и исторических практик.
История позволяет устанавливать связи между поколениями. Она
выступает в роли такой своеобразной коллективной общественной памяти. Если это память слишком короткая. Если в ней зияют серьезные дыры. Многие говорят о том что общество страдает исторической амнезией. Действительно история выступает в роли своеобразной мировоззренческой или даже когнитивной основы социальной жизни.
Кроме того история позволяет человеку соотнести себя с конкретной
социальной группой. Либо крупной, либо небольшой. И особенно ярко эта функция исторического знания исторических представлений проявила cебя во второй половине двадцатого века когда легитимный статус обрели самые разные движения. Течения субкультуры и прочие социальные группы. С пятидесятых шестидесятых годов двадцатого столетия начала появляться история этих социальных групп, и конкретный человек получил возможность вписать себя в эту историю.
Почувствовать себя частью не только большого целого допустим нации
или этноса, но и частью более компактной социальной группы. И конечно история очень широко используется политиками для объяснения своих действий для организации эффективных моделей управления обществом. И мы знаем что исторический материал часто пристегивается привязывается каким-то политическим решением в прошлом. Таким образом мы видим что функции могут быть общественными групповыми или индивидуальными кроме того историческое знание существует в разных видах и формах.
Допустим о том что происходило когда-то и миф дает ответы на вопросы
который волнует людей. Мы знаем что мифы были созданы многими народами древности. Но при этом необходимо помнить о том что миф это явление культуры которая не исчезла.
Она существует до сих пор. И мышление очень многих наших
современников в том что касается прошлого оно мифологизировано. Миф для них это модель которую они применяют при восприятии прошлого, а иногда и настоящего. Знания о прошлом является искусство. Действительно художественное творчество позволяет осмысливать события, которые происходили давным-давно или совсем недавно.
Позволяет давать комплексные оценки личностям, историческим
персонажем. И для большинства наших современников искусство является значимым источником знаний представлений о прошлом. Мы можем вспомнить романы Александра дюма или Вальтера Скотта. Мы можем вспомнить фатальную живопись Верещагина или исторические полотна Сурикова. Мы можем вспомнить прекрасные исторические фильмы Эйзенштейна или современных режиссеров.
И понятно что к этим картинам фильмом книгам у историков
профессионалов есть и были раньше серьезной претензии. Но при этом мы помним что искусство это особая форма диалога человека и мира. Это особая форма познания вообще и в рамках этой формы уместны и те репрезентации представление прошлого которые не нашли себе место в рамках научного подхода. Что касательно этого научного знания о прошлом то она появилась относительно недавно.
Научный подход начали применять к прошлому в семнадцатом
восемнадцатом веках, а историческая наука в целом сложилась только в девятнадцатом столетии. Это очень необычный подход к познанию того что произошло когда-то. Это рациональный основанный на научных методах. Использующий специальный язык и специальные процедуры поиска истины доказательства. Изложение выводов путь познания и об этом подходе к изучению прошлого об этом типе знания о прошлом мы еще будем неоднократно говорить