“Suspiria” (Суспирия) (2018). 1977 год, Берлин. Именно сюда из далекого Огайо вскоре смерти ее любимой матери приезжает Сюзи Бэннион, чтобы поступить во всемирно известную школу танцев Хелены Маркос. Девушку встречает сначала фрау Таннер, а потом и довольно жесткая, полная сарказма мадам Бланк. Она видит в Сюзи что-то такое, чего не видят другие – и принимает американку в свою труппу. Между тем, по школе распространяются слухи о пропаже одной из учениц, некоей Патришии Хингл. Днем ранее она, смертельно больная и испуганная была на приеме у своего психотерапевта Йозефа Клемперера, рассказывая доктору о том, что школа фрау Маркос – на самом деле сборище ведьм.
Врачу ничего не остается как сделать запись в блокноте о навязчивых идеях и параноидальном береде. А девушка лепечет что-то о том, что некто хочет забрать ее тело, и необходимо предупредить подруг. После чего исчезает. Именно ее комнату занимает Сюзи и вскоре обретает первую подругу на чужбине – таковой становится милая Сара Симмонс. Но вспомним мисс Хингл. Она была права. Следующим утром преподавательницы встречаются для голосования. Мисс Миллиус, мисс Бутахер, мисс Вендегаст, мисс Гриффит, мисс Каплитт, мисс Хюллер, мисс Балфур, мисс Маркс, мисс Дэниэлс, мисс Киллен, мисс Мандель и мисс Маусери.
Здесь только женщины, сплошной матриархат. Никто из них не женат, ни у одной из них нет детей. По итогам выборов, главой ковена вновь становится мисс Маркос. И теперь они обсуждают, кто из учениц станет идеальной кандидатурой для ритуала. Возможно Сюзи? Или все же Сара? Вскоре одна из танцовщиц прямо во время выступления также восклицает, что «все здесь чернокнижницы» и убирается прочь. Бэннион не обращает на это внимания, более озабоченная жесткой политической ситуацией в Берлине и взрывами бомб по соседству, а зря… Академия танцев может оказаться куда страшнее поля боя.
Фильм состоит из шести актов и эпилога, словно это театральная пьеса. И снята она итальянцем по имени Лука Гуаданино. Кто это? Нет ответа. Но факт остается фактом: именно он стал тем, кто снял римейк одного из самых известных хорроров Дарио Ардженто. Сюжетная линия близка к оригиналу, экранное воплощение – нечто совсем другое. Эта «Суспирия» поначалу почти лишена мистики, в ней нет яркой игры цветов, сногсшибательной атмосферы, и больше она напоминает не фильм 1977 года, а «Черного лебедя» Даррена Аронофски – за вычетом, правда, сюрреализма и многочисленных аллегорий.
Здесь куда больше времени уделено непосредственно танцам, музыки – минимум, иногда ее просто нет даже там, где она необходима. Более того, немалый пласт сценария отдан в пользу политической ситуации, что в буквальном смысле взрывала германскую столицу конца семидесятых – она незримо присутствует в качестве второстепенного героя. Вы смотрите фильм, проходит сорок минут, и так и не дожидаетесь хотя бы намека на то, чем восторгались 20 или 30 лет назад – зависит от того, когда вы впервые увидели шедевр Ардженто.
Говорю еще раз: никакой мистики, ничего ТАКОГО, даже начальная сцена с участием Патришии отдает дешевой постановкой, а не ментальным коллапсом одной из учениц якобы проклятой школы, где то и дело исчезают танцовщицы. Затем – почти сразу же – мы слышим о некоем ритуале и выборах главы ковена. То есть, что-то не так. ОЧЕНЬ не так. Первый момент, который свидетельствует о том, что мы все-таки смотрим ужасы, а не мелодраму, заключается в двойном танце Сюзи и Ольги, причем для Ольги он смертелен. Это эффектно, но избито и плохо поставлено. Как почти все здесь.
Вы наверняка знаете и чувствовали это: начинается фильм, и вам хочется выключить его, уйти куда угодно, понимая, что дальнейшее время потратите зря. Именно такова новая «Суспирия», которую к тому же раздули до невероятного хронометража, равному двум с половиной часам (!). Медленно – иногда хорошо. Здесь – плохо. Фильм снят вполне качественно, но есть четкое ощущение – вовсе не тем, кто знает, понимает и умеет делать хорроры. Проходит час, и дальнейшее превращается в пытку, несмотря на упоминание Трех Матерей. У Ардженто получилось великолепное кино. Зачем его было переснимать – одному Ктулху известно.
3/10