Найти в Дзене
Huston Dymaniac

Цветаева сдала свою дочь в приют, где она и умерла

Жуткая и местами дикая биография известной русской поэтессы до сих пор вызывает гомон осуждения и ропот. Действительно, есть факты, о которых едва ли можно говорить, не отводя глаза. Неудивительно, что о подобном практически не сообщают нам в школе на уроках русской литературы, ведь русский классик должен быть моралистом, высоконравственным художником и не иметь никаких грехов. Вторая дочь Цветаевой умерла в приюте от голода в три года. Однако, Марина Цветаева, одна из самых передовых поэтов серебряного века, мать троих детей, лишилась своего второго ребенка, когда оставила его в приюте. Второго ребенка Марина не любила, потому что она не была на нее похожа. Обоих дочерей Цветаева призывала называть себя Мариной, не мамой. 14(27) ноября 1919 года Цветаева отдала обеих своих дочерей в приют. Але (старшей) было семь, Ире (младшей) – два. Мотивация была такая: нет денег. «Кто-то посоветовал ей и помог поместить Алю и Ирину в Кунцевский приют. И, несмотря на то, что была возможность,

Жуткая и местами дикая биография известной русской поэтессы до сих пор вызывает гомон осуждения и ропот. Действительно, есть факты, о которых едва ли можно говорить, не отводя глаза. Неудивительно, что о подобном практически не сообщают нам в школе на уроках русской литературы, ведь русский классик должен быть моралистом, высоконравственным художником и не иметь никаких грехов.

Цветаева и ее любимая дочь Ариадна
Цветаева и ее любимая дочь Ариадна

Вторая дочь Цветаевой умерла в приюте от голода в три года.

Однако, Марина Цветаева, одна из самых передовых поэтов серебряного века, мать троих детей, лишилась своего второго ребенка, когда оставила его в приюте.

Второго ребенка Марина не любила, потому что она не была на нее похожа. Обоих дочерей Цветаева призывала называть себя Мариной, не мамой.

14(27) ноября 1919 года Цветаева отдала обеих своих дочерей в приют. Але (старшей) было семь, Ире (младшей) – два. Мотивация была такая: нет денег.

«Кто-то посоветовал ей и помог поместить Алю и Ирину в Кунцевский приют. И, несмотря на то, что была возможность, с помощью Н. В. Крандиевской, устроить детей в московский садик, Марина Ивановна почему-то больше поверила в Кунцево» (Сааякянц).

Из писем родственников и их признаний, сделанных задним числом, становится понятно, что они якобы делали предложения взять детей к себе (на лето или подольше). Об этом, в частности, свидетельствовала Лиля Эфрон, сестра мужа Цветаевой.

В приюте Ирина заболела – плохое питание, жуткие условия. Алю Цветаева забрала домой, а второго ребенка – оставила. Потом, 7 февраля, Цветаева случайно узнает, что ее девочка умерла, не оправившись от болезни.

На похороны Цветаева не поехала. Она напишет об этом в дневнике:

«“Чудовищно? — Да, со стороны. Но Бог, видящий мое сердце, знает, что я не от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что не могла”.
Ариадна и Ирина
Ариадна и Ирина

На смерть ребёнка Цветаева напишет всего одно стихотворение.

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла!
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Две руки — ласкать — разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.