В октябре исполняется 42 года нескольким советским мировым рекордам в гражданской авиации, установленным на самолете Ил-62М с женским экипажем. 23 октября 1977 года в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции женский экипаж пассажирского лайнера Ил-62М под командованием Ираиды Вертипраховой совершил беспосадочный перелет «София — Владивосток» . В его составе на должности бортинженера была и пермская лётчица Галина Смагина. Никогда раньше женский экипаж не управлял таким тяжелым самолетом и на таких протяженных маршрутах. Лайнер за 13 часов 01 минуту преодолел расстояние в 11 074 километра, втрое перекрыв достижение летчиц из США, обладательниц прежнего рекорда.
Этим событиям посвящен очередной отрывок из книги моего отца Евгения Старкова "Жизнь на крыльях" о нашей землячке - летчице Галине Смагиной. О ее полетах на МиГах и работе в небе Памира на Як-40 я рассказывал в предыдущих публикациях.
*****
Неожиданно Галине пришло приглашение в Москву. Это было начало тысяча девятьсот семьдесят седьмого года. Где-то в верхах приняли решение отметить шестидесятилетие Великого Октября новым рекордом и со всего Союза собирали женщин-лётчиц. Пришлось уговорить родителей, чтоб на время оставить у них маленького сынишку.
Злопыхатели надеялись, что Смагину не допустят до рекорда, но на коллегии министерства гражданской авиации, узнав о выговоре, даже не придали ему значения, а сдачу на первый класс ей пообещали прямо в Москве.
Рекорд решили ставить на Ил-62М. Не так уж много нашлось женщин, которые летают на больших лайнерах. Смагина одна была с высшим авиационным образованием. Вот это и сыграло для неё не добрую службу. Её назначили не командиром корабля и даже не вторым пилотом, а борт инженером. Галина стала возражать, но начальство сказало, что полёты будут очень сложными, и борт инженер должен быть технически подкованным и хорошо знать самолёт. Если она не согласится, мероприятие отменят совсем. Её стали уговаривать другие женщины, которых собрали на этот рекорд. Пришлось согласиться. В результате был утверждён следующий экипаж:
Командир - Вертипрахова Ираида Фёдоровна. Она уже летала командиром Ил-18 в Красноярске. В последствии летала на Ту-154.
Вторые пилоты – Павленко Тамара Григорьевна из Алма-аты. Она тоже летала на Ил- 18 вторым пилотом и Мартова Евгения Николаевна летала на Як- 40 вторым пилотом. Когда-то они со Смагиной вместе учились летать на Мигах. Потом она ещё установит рекорды на истребителе Миг-21.
Штурман – Козырь Галина Анатольевна из Москвы.
Бортинженер – Смагина Галина Олеговна
Бортрадист – Столярова Нина Александровна
Начались теоретические занятия. Смагиной надо было полностью до винтика изучить новый для неё самолёт Ил-62М. Потом в аэропорту Шереметьево начались учебные полёты. Галина Олеговна рассказывает о том времени:
- Установление мировых рекордов это прежде всего представление образцов авиационной техники, показ её возможностей.
Встречи и общение с генеральным конструкторм фирмы «Ильюшин» Новожиловым Г.В. убеждали в великолепных данных самолета, в который вложено столько ума, труда и таланта. Конечно, хотелось выполнить полеты так, чтобы этот человек был удовлетворен результатами.
Летать на Ил-62М, нас учил летчик испытатель Козлов Виктор Васильевич. Он был очень требовательным, даже суровым, не давал нам как женщинам никаких поблажек. Учил нас делать всё по высшему разряду.
Конечно, незабываемо общение с легендой авиации, Владимиром Константиновичем Коккинаки, дважды Героем Советского Союза, обладателем двадцати мировых рекордов.
Ил-62М – последний самолет, который испытывал этот летчик-испытатель. Он летал с нами во время тренировок на рейсах Москва-Хабаровск, Москва-Владивосток. И это в его возрасте! Делился с нами опытом. Ещё в 1930 году он впервые поднялся на высоту – 14575 м. Это был его первый рекорд. Конечно, я никогда не забуду, что именно Владимир Константинович во Владивостоке на пресс-конференции вручил мне знак пилота 1-го класса. Более преданного авиации человека трудно представить.
Иногда Галина задумывалась над тем, что она могла бы работать не где-то в Средней Азии, а в самой столице Москве, но далеко не каждому лётчику удаётся испытать себя на горных маршрутах. Да и для этого рекордного мероприятия где-то в институте её просто могли не найти.
Когда женщины освоили самолёт ,их выпустили на достижение рекордов по кольцевому маршруту. В результате они добились очень хороших показателей: 5000 км. со скоростью 957,2 км в час и 10000 км со средней скоростью 806,272км в час.
Это были мировые рекорды!
Потом стали работать над маршрутом на дальность. Для рекорда на дальность выбрали маршрут от Софии через Заполярье до Владивостока. Самолёт дали обычный рейсовый, который использовали на рейсе Москва-Владивосток. Пока летели до Софии, Смагина заметила что-то неладное с центровкой.
– С такой центровкой мы далеко не улетим. – сказала она и попросила загрузить в носовую часть самолёта несколько мешков с песком.
В Софии советских лётчиц очень хорошо приняли. Им показали достопримечательности Болгарии и устроили приём в правительстве. Когда Галина отдыхала, ей неожиданно сообщили, что самолёт потёк. Ничего не понимая, она примчалась в аэропорт. Из фюзеляжа самолёта действительно текла жидкость. Оказалось, что у самолёта уже давно была течь в туалете. Эта жидкость попадала за обшивка самолёта и там при низких температуах превращалась в лёд. Ведь у нас в Союзе уже были заморозки, а на высоте настоящий мороз. В Софии было ещё очень тепло, и лёд начал таять.
– Так вот из-за чего нарушена центровка самолёта. – догадалась Смагина.
Никто не мог сказать, сколько лишних килограмм находилось за обшивкой в хвостовой части фюзеляжа в виде льда. Когда жидкость перестала течь, мешки с песком выбросили и сделали пробный полёт вокруг аэропорта. Теперь с центровкой всё было в норме. Наконец экипажу дали старт. Отдыхать во время полёта было некогда. Учитывая погодные условия, приходилось постоянно вести расчёты, чтоб выбрать самый экономичный режим полёта.
Галине очень хотелось посмотреть те места белого безмолвия, где летал её любимый герой из книги Каверина «Два капитана» Саня Григорьев, но уже наступившая полярная ночь помешала этому. Из Заполярья через Магадан повернули на юг.
– Сколько народу погибло в этом богатом, но суровом крае, – думала Смагина и возмущалась. что большинство попали туда из-за репрессий.
Перед Хабаровском пришлось поволноваться. Экипажу сообщили, что Владивосток из-за сильного тумана закрыт. Если сесть в Хаборовске, значит не будет рекорда дальности. Если не разрешат посадку во Владивостоке, лететь обратно в Хабаровск, не хвавтит горючего.
Кто-то вспомнил. что, когда они были во Владивостоке, утром тоже был густой туман. а потом была отличная погода. Взвесив все за и против, решили лететь до конечного пункта. Им повезло. Владивосток встретил женский экипаж ярким солнцем. Там их ждала целая комиссия и, конечно, их наставник Владимир Коккинаки.
Женщины вспомнили о коробках, которые погрузили в Софии. На коробках было написано: «вскрыть во Владивостоке». Значит болгары верили, что женский экипаж долетит до конечного пункта. В одной коробке были прекрасные розы, а в другой лучшее болгарское вино. Радость была неимоверная. Ещё бы. Наши советские женщины установили мировой рекорд: без посадки пролетели 10420 километров за 13 часов 21 минуту. По средней скорости совсем чуть-чуть не дотянули до мужского рекорда.
Во Владивостоке Коккинаки вручил Галине Смагиной нагрудный знак и удостоверение пилота первого класса. Ещё он подарил ей свою фотографию.
Экипаж готов был лететь на своём самолёте в Москву, но им не разрешили и доставили в столицу на другом самолёте уже в качестве пассажиров. Были у них планы поставить ещё рекорды, но где-то в верхах решили, что их достижений уже достаточно.
В Москве им пришлось выступить в колонном зале. Очень интересным было посещение изостудии Грекова. Незабываема была встреча с космонавтами.
Предыдущие части:
1. Галина Смагина - пилот МиГа
2. Женщина, которая в Хороге Як-40 сажала
Если вы желаете приобрести книгу о Галине Смагиной - Жизнь на крыльях. Пишите на мой адрес: starcom@rambler.ru
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен