Найти в Дзене
Lettera

О торжестве духа. Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

Поговорим о мировой классике. Сегодня у нас «Старик и море» Хемингуэя.

Когда я начала читать «Старик и море», то не поняла, что в нем такого великого. Заподозрила, что старик умрет. Смирилась. Это же классика. Потом мне было жалко рыбу. Потом старика. Потом опять рыбу. Потом опять старика, потому что на него напали акулы и едят его рыбу. Потом опять рыбу, потому что «смерть ее оказалась бессмысленна».

Где-то на середине рассказа я начала смутно ощущать, что рассказ не зря назвали классикой, но почему, еще не понимала. Уж не потому ли, что Хемнгуэй хорошо изучил технологию ловли марлинов на Кубе? Вряд ли. Это как-то слишком мелко.

Я читала про какую-то особую символичность этого рассказа, но мне нравится понимать его так, как поняла я, без теологических изысков.

Это гимн человеческому духу, прежде всего. О силе, которую дает человеку природа. По-настоящему сильный человек никогда не будет пренебрежительно относится даже к самой мелкой рыбешке, потому что именно она может спасти его от голодной смерти в море. Он уважает все, что дает ему море, будь то тяжелое испытание или щедрый дар. Старик Сантьяго насколько глубоко чувствует мироздание, что рыба, которую он должен поймать, вызывает у него огромное уважение. Он уважает в ней, в рыбе, и достойного врага, и источник пищи, и источник денег. Он восхищается ее силой и бросает ей вызов.

Но еще больше, чем рыбу, он уважает море. Он чувствует его как часть самого себя и как нечто божественное, что может и одарить, и покарать.

А еще для меня это книга о счастье. Сантьяго – счастливый человек, несмотря на свою невезучесть, на бедность, на потерю жены. Он счастлив, пока у него есть любимое дело, пока у него есть хотя бы один друг, пусть это всего лишь маленький мальчик, и главное, пока у него есть море.

В Зоологическом музее в Питере я видела марлина. По сравнению с хемингуэевским он был маленьким. Метра два. Синий. Это действительно роскошная рыба, которая могла бы победить в конкурсе красоты среди рыб, если бы такой проводился. И если верить Хемингуэю, она еще и очень сильная.

А старик не погиб совсем. Не дождетесь. Его прототип прожил больше ста лет.

Лично для меня степень значимости книги определятся тем, думаю ли я о ней после прочтения и как долго. О «Старике и море» я думаю до сих пор.

Что почитать долгими осенними вечерами
Осеннее чтение. Скандинавские детективы. Ирса Сигурдардоттир
Еще раз про вампиров. Йон Айвиде Линдквист "Впусти меня"