МОНТАЖНАЯ ОБРАЗНОСТЬ В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ
Прежде всего это изображенное и не изображенное на экране. Межкадровые склейки дают психологическую направленность монтажа. Реальностью кадра является не только то, что изображено, но и то, что рождается в сознании у зрителя благодаря сравнениям, сопоставлениям, общей логики развития действия.
Уровень кинематографа сейчас таков, что «расстояние» между изображенным и не изображенным постоянно увеличивается. Автор хочет обратить внимание прежде всего на самое существенное в судьбе героя и на развитие основной мысли, на логику развития смысла. Это возможно только, если автор рассчитывает на ассоциативную зрительскую податливость, и что это внутренне оправданно для данного произведения.
РАЗНОПЛАНОВОСТЬ В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ
Она присуща почти всем произведениям искусства. Но только в кино она присутствует от начала и до конца.
Разноплановость - это художественная условность, которая создает предпосылки для достижения художественной образности. Разноплановость определяет кинематографическое изображение с точки зрения его принудительности. С одной стороны автор управляет вниманием зрителя при помощи разноплановости. А зрителю остается слиться с автором в эмоциональном достижении реальности. Разноплановость в кино нельзя понимать только как формальное механистическое деление заготовленного материала на какие-то части по внешнему действию. Например, важен не только крупный план, а как он возникает, в каком сочетании с другими планами. Разноплановость - это не есть механистическое деление, это всегда эмоциональное мышление, толкование темы и исследование реальности. Искусство - это способность автора укрупнить то, что необходимо укрупнять и отдалить или удалить то, что незначительно или необходимо удалять.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ СЮЖЕТНЫЙ КРУПНЫЙ ПЛАН
Крупности касаются не только планов, но и звука и слова.
Существует не только крупный план изображения, но и крупный план действия. Это сочетание нескольких укрупнений, которые приближают к нам подробности происходящего.
Что такое психологический или сюжетный крупный план? Это сочетание нескольких кадров в драматургическом единстве разных планов изображения, звука, слова.
Сцена со свечой из "Ностальгии", речь жены Сталкера - это психологический сюжетный крупный план.
Это то, что называет крупный план, это тот момент, когда автор «проговаривается» зрителю насчет замысла.
Психологический крупный план проще воспринимать через Арапа Петра Великого. «Чем более удалялся он от Парижа, тем живее и ближе представлял он себе предметы им покинутые на век. Когда он оказался в России, Париж приблизился к нему». Он через крупное показывает общее - ситуацию в России глазами Ибрагима. Это субъективное восприятие.
ПРЯМОЕ И ОТРАЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Прямое действие - это сочетание некоторых кадров, дающих нам представление о происходящем, если не исчерпывающее, то достаточно полное.
Отраженное действие требует повышенного зрительского воображение и реализуется опосредованно через иной предмет, иное изображение. Отраженное действие может являться способом при помощи которого мы выявляем несоответствие внешнего впечатление и внутреннего содержания действия.
Картина «Белорусский вокзал» полностью построена на отраженном действии.
Внутреннее действие - всегда выражается только пластически. Оно ставится как правило в максимальной точки развития конфликта, это близко к кульминации, или когда возникает особый момент ближе к финалу, тогда, когда уже не нужны слова, когда мы понимаем, что
все действие и развитие конфликта настолько исчерпано в словах, что нам остается какое-то пластическое движение.
Например, финал картины «В огне брода нет» или финал картины «Восхождение».
Внутреннее действие может опираться на то, что персонаж воображает себе. И мы видим разницу между воображаемым и реальным - что было бы, если бы… Так же внутреннее действие может опираться на сновидения или воображаемое действие. (Снимает грим с лица, ничего не говоря, медленными движениями - внутреннее действие).