Впервые на фестивале «Декабрьские вечера» выступит молодой скрипач Юрий Ревич, уже завоевавший признание публики в Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Ольга Филиппова, многолетний партнер Юрия Ревича по сцене, встретилась с ним в Вене и между репетициями к концерту «Музыкальная интервенция» поговорила о программе концерта и музыкальной жизни Лондона XVIII и XXI веков.
— Юра, твое сотрудничество с Максом Эмануэлем Ценчичем в этой программе неслучайно. Расскажи, пожалуйста, в чем его главная идея?
— Я очень рад нашей первой встрече на сцене с Максом Эмануэлем Ценчичем на фестивале «Декабрьские вечера». Главная идея концерта, наверное, в сопоставлении в одной программе двух высоких голосов divo – скрипки и контратенора. Столетия назад классические музыканты были «рок-звездами» своего времени. Барышни падали в обморок, когда играли Верачини, Паганини, Тартини или когда пел легендарный Фаринелли. Каждое их появление на сцене было сенсацией, и люди приходили на концерт или в театр, как на огромное шоу.
В этой программе мы покажем очень разные техники игры на скрипке: – например, в произведении Тартини «Дьявольская трель» скрипичная техника действительно «на грани возможного», это очень виртуозная музыка, не имеющая временных границ. Что же касается нашего дуэта с Максом Эмануэлем Ценчичем, на мой взгляд, это особое удовольствие — слышать скрипку Антонио Страдиварии 1709 года (любезно предоставленную музыканту фондом семьи Го. — Прим. ред.) вместе с потрясающим голосом Макса!
— Как ты оцениваешь школу виртуозного исполнительства того времени? Какова в ней роль итальянских музыкантов и почему, на твой взгляд, они так комфортно чувствовали себя в Лондоне?
— Лондон XVIII века был экономическим и культурным центром – территорией свободы, местом первых публичных концертов и абонементов, именно там впервые появились совершенно новые концертные форматы и возможности. Собственно, он и сейчас является таким городом. В последние годы я живу между Веной и Лондоном, и мне очень интересно сопоставление музыкальной ментальности двух стран. Лондон сегодня – платформа, где легко можно поэкспериментировать и выбрать для себя что-то новое. Итальянцы в музыке всегда были новаторами, и для того, чтобы получить новый заряд энергии, они собирались в Лондоне – для них это был своеобразный hub («узловой центр»), в котором исполнители и композиторы варились вместе, вдохновляли друг друга, спорили, наверняка друг другу завидовали, соревновались, но, в итоге, писали потрясающую музыку!
— Расскажи немного о программе. Почему выбор пал именно на эти сочинения?
— Произведение Франческо Джеминиани, которое мы играем (Соната для скрипки и бассо континуо D-dur), – это очень светлая, позитивная, контрастная музыка, отлично подходящая для начала и задающая настроение всему концерту. Лично мне очень интересны украшения, которые композитор выписывает в нотах, хотя на повторах исполнителю дается свобода импровизировать и добавлять собственную орнаментацию. При этом уже столько написано композитором, что невероятно сложно добавить что-то свое. И меня это безумно увлекает!
Соната Франческо Марии Верачини – потрясающее произведение, которые мы выбрали специально для этого концерта. Я его раньше никогда не играл, так что для меня это премьера. Абсолютно гениальная музыка – там в финале появляются совершенно шокирующие моменты – резкие гармонические срывы. Это захватывающая музыка, и для слушателей, и для исполнителей – она театральна, интенсивна, технически виртуозна и эмоциональна!
И, наконец, соната Джузеппе Тартини «Дьявольская трель» – это легендарное произведение, которое уже в свое время было настоящим «хитом». Многие потом перерабатывали тему Тартини, использовали и в джазе, и в поп-музыке, абсолютно везде. Это, конечно, ключевое произведение в скрипичном виртуозном барочном репертуаре. В сонате Тартини я исполню свою собственную каденцию — я написал ее специально для «Декабрьских вечеров». «Дьявольская трель» – это соната, которая должна производить большое впечатление на слушателя, чтобы он мог представить себе эмоциональное состояние Тартини, когда ему ночью приснилась эта гениальная тема, он вскочил и бросился ее записывать. Во время концерта мы показываем по нарастающей интенсивность этой музыки – начиная с Джеминиани, потом Верачини и, наконец, как эпицентр виртуозности и, в определенном роде, музыкального сумасшествия – Il Trillo del Diavolo Тартини.
XXXIX Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо» является одним из центральных событий Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.