Найти в Дзене
8 1/2

КИНОРЕЖИССУРА часть двадцать четвертая СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МОНТАЖ

фото из личного архива автора
фото из личного архива автора

КИНОРЕЖИССУРА

СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МОНТАЖ

При структурно-драматургическом монтаже мы осуществляем практически то композиционное решение, которое хотим осуществить. Всегда выделяем что-то главное.

Либо все будет подчиненно динамике действия, либо это будет столкновение характеров и фильм будет строиться на большом количестве персонажей.

В композиции и структурно-драматургическом монтаже приоритет может быть отдан музыки, документалистике, полету фантазии.

Что влияет на структурно-драматургический монтаж.

1. Драматическая ситуация, в каком она находится виде в этой самой конкретной сцене. Кто из персонажей и как в этой сцене ее воплощает.

2. Мизанкадр.

3. Время и место действия.

4. Ритм.

5. Диалоги и паузы в диалогах. (важна разноплановость слова)

6. Изменение цвета.

7. Изменение музыки.

8. Вспомогательные приемы - надписи, наплывы, эллипсы и затемнения.

ЦВЕТОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ

Цветовые соотношения делают монтаж заметнее, добавляют драматичности. Таким образом, потенциально мы визуализируем прошлое, настоящее и будущее. Это может быть визуализации снов, воспоминаний. Это могут быть фантазии. Режиссер оператор, например, отрицают любование роскошным колоритом, или отрицают подражание действительности.

С точки зрения цветовых соотношений всегда существует общий подход, или это ослабление каких-то элементов цвета, усиление, или это стилизация подо что-то, или деформация.

Это может быть чередование - например, пастельные тона или бурлеск колорита.

Что касается управления цветом, то это цветовые подсветки и цветовые фильтры - это у режиссера и оператора. А у художника - фактуры и перекрасы.

МУЗЫКА В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ

Музыка может играть, например, просто роль шума, как неизбежный элемент, окружающий звуковую действительность. Выразительные возможности музыки - музыка может эмоционально совпадать с изображением, не совпадать, или и то и другое, и, наконец, музыка объединяет изображение сцены.

Функции в монтаже:

1. Когда музыка становится фонограммой, это значит, что она не отделима от изображения. В этом случае возникают моменты ее использования:

- мы можем ее использовать для изоляции или глушения диалога

- для заполнения «пейзажных» пустот

- фон для дикторского текста

- вставной номер (комментарий или аттракцион)

2. Когда мы монтируем под такты музыки музыкальный фильм - все заранее записывается и съемка производится под музыку. В этом случае музыка жестко связана с фабулой. Музыка определяет и принцип монтажа и ритм и все объемы.

Как музыка используется функционально:

1. «Рождение» музыки

2. «Смерть» музыки

3. Когда мы имитируем человеческий голос. Диалог строится на музыке кларнета и саксофона.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Они вводятся только в том случае, когда не хватает чего-то в монтаже (логики развития события).

НАДПИСИ

Они образуют паузы и напряжение в монтаже.

НАПЛЫВ

Это преодоление пауз. Мы показываем при помощи наплыва связь. Частным случаем наплыва является затемнение. Прежде всего оно служит для того, чтобы передать ритм. Если это отдельное затемнение, как правило, оно используется для того, чтобы что-то скрыть, расчет - зритель поймет что-то более углубленно. Это еще и введение дополнительного времени на осознание происходящего. Это начинает зрителя бесить.

ЭЛЛИПСЫ

Пропуск в обычном повествовании. Применительно к кино понятие эллипса может быть малым и большим. Малый - пропуск внутри сцены. Большой - пропуск между сценами и эпизодами.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ

Пропорциональность материала на 2/3 и 1/3 - точка золотого сечения.

В другом смысле - драматургическая. Расположение сцен и эпизодов относительно друг друга и их смысловое наполнение. Повторы, симметрии и последовательности. Чаще всего драматургическая пропорциональность достигается соединением комического и трагического или иронического и серьезного (минуты счастья и секунды страха). Зритель всегда откликается на это.

МОНТАЖНАЯ ОБРАЗНОСТЬ В СТРУКТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ МОНТАЖЕ - тема следующей статьи, переходите по ссылке))

Дам первый абзац, чтобы заинтересовать вас, дорогие мои читатели :)) Спасибо что читаете мой канал!

Прежде всего это изображенное и не изображенное на экране. Межкадровые склейки дают психологическую направленность монтажа. Реальностью кадра является не только то, что изображено, но и то, что рождается в сознании у зрителя благодаря сравнениям, сопоставлениям, общей логики развития действия.