Это был тактический ход большевиков. На самом деле они готовили там революцию
Автономия Финляндии в царской России
Прежде всего, Ленин не мог «дать» то, что ему не принадлежало. Рассмотрим, в каком состоянии находилась Финляндия перед 1917 годом.
В Российской империи Финляндия находилась на правах автономного «великого княжества». Там действовали свои законы (если они не противоречили общеимперскому законодательству), принимаемые собственным сеймом, ходила своя денежная единица – финская марка, имелись своя полиция и таможенная служба. Таможни стояли и на границах между Финляндией и остальной частью Российской империи. Жители «великого княжества» до 1899 года не призывались в российскую армию. На выборах в финляндский сейм в 1906 году впервые в Европе участвовали женщины. Революционеры не самого высокого ранга свободно чувствовали себя в Финляндии, так как для их выдачи в Россию требовалась сложная судебная процедура – почти как из одного государства в другое.
Понятно, что после падения царской монархии Финляндия просто не могла не заявить о своей полной государственной независимости.
Временное правительство не возражало в принципе против независимости Финляндии, но считало нужным сделать это двусторонним актом – со стороны не только Финляндии, но и России. Дать же независимость Финляндии, по его мнению, было вправе только Всероссийское Учредительное собрание, которое, однако, так и не было нормально созвано.
Как Ленин обвёл финнов вокруг пальца
Большевики уже 2 (15) ноября объявили о праве всех народов выходить из состава России. В этот день, за подписью Ленина и Сталина (наркома по делам национальностей) появилась «Декларация прав народов России», провозглашавшая право на самоопределение вплоть до отделения. Она была логическим воплощением призывов большевиков «разрушить до основания» царскую империю.
А вот затем большевики собирались всюду устраивать пролетарские революции. Так, Ленин в те же дни признал и независимость Украины. Но сразу же, в противовес Центральной Раде в Киеве, была провозглашена Украинская советская республика в Харькове. И Финляндию большевики не собирались оставлять в покое.
18 (31) декабря 1917 года Ленин подписал декрет о признании Россией независимости Финляндии. Между прочим, этот декрет подвергся критике в… финляндском сейме! Председателя кабинета министров Финляндии Пера Свинхувуда упрекали в том, что он принял независимость из рук незаконного правительства России.
А тем временем радикальное крыло финских социал-демократов готовило переворот. 15 (28) января 1918 года в Хельсинки, Тампере, Турку, Выборге и других крупных городах Финляндии произошли вооружённые восстания. Сейм и его правительство бежали на север страны. Финляндия была провозглашена «рабочей республикой», в ней образовался собственный «совет народных комиссаров», имевший тесные связи с правительством Ленина.
Как Ленин повторно перехитрил финнов
Большевицкая революция в Финляндии не имела широкой народной поддержки. Вдобавок у контрреволюции оказался сильный вождь – бывший царский генерал Густав Маннергейм, возглавивший вначале добровольческую финскую Белую гвардию, а потом регулярную армию законного правительства Финляндии. На помощь ему пришли шведские добровольцы, а затем и немцы перебросили свои войска. В мае 1918 года «рабочая республика» в Финляндии была задушена.
В этой ситуации Ленин всё равно сумел извлечь выгоду. Искусно играя на страхах финского народа перед возрождением царской империи, он убедил финнов (Маннергейм к тому времени был уже отстранён от власти), что русские белогвардейцы отберут у них независимость, и только советская Россия сможет её гарантировать. А ведь тогда, в 1919 году, финнам было достаточно только двинуть свою обученную регулярную армию на Петроград, чтобы помочь Белому движению победить… В 1920 году Ленин подписал договор о мире и границе с Финляндией – один из первых международных договоров РСФСР, прорывавший внешнюю изоляцию большевицкого режима. В этом отношении независимость Финляндии очень пригодилась Ленину со товарищи.
Финны, согласившись принять независимость «из рук Ленина», не думали о том, что через двадцать лет им придётся заплатить за эту сделку с дьяволом потерей большой и лучшей части своей страны.