Моя внучка учится во втором классе. Помошь в выполнении домашнего задания по математике лежит на моих плечах. В свое время и дочку подготавливал по математике и физике, когда она поступала и успешно поступила в ВУЗ с первого захода.
Некоторые авторы на Дзене пишут, что математику в школах приподают не так, как надо. В результате школьники математику не понимают а зазубривают, назавая этот процесс натаскиванием.
Несомненно зазубривание в математике присутствует и в этом нет ничего плохого. А как по другому запомнить таблицу умножения: только и только повторением. Скажите мне пожалуйста как понять таблицу умножения? Понять любое математическое действие (вернее проверить) например сколько будет 6 + 3 можно только выставив на ручке 6 пальчиков и добавить еще три и посчитать их вместе, это и будет доказательством, которое дети знают уже давно. В наше время учитель говорил, что вы должны даже ночью, если вас разбудят, ответить на любое действие из таблицы умножения. Такое зазубривание имеет место не только в школе, но и в ВУЗе. Таблицу дифференциалов после доказательства нужно было зазубривать, иначе возникали проблемы при нахождении дифференциалов. У нас даже ходила такая фраза, что дифференцировать можно обучить и обезьяну.
Так что, ПОВТОРЕНИЕ МАТЬ УЧЕНИЯ!
А как узнать понимает ли ребенок, как и зачем он делает то или иное действие? Конечно сперва надо разобрать пример и показать как его решить. В настоящее время в классе, где учится внучка проходят деление не столбиком (или уголком), а разложением делимого на удобные слагаемые, которые можно в уме разделить на делитель, а потом сложив, получить частное. Вот пример: разделить 72 на 3. Представляем делимое в виде 60 + 12. 60 : 3 = 20, 12 : 3 = 4 (это уже таблица умножения), 20 + 4 = 24. Если ребенок после объяснения ему этого примера, допустим, скажет: "А можно представить как 30 + 30 + 12, 30 : 3 = 10, 30 : 3 = 10 и 12 : 3 = 4, 10 + 10 + 4 = 24", то он понял суть этого примера. Другого способа выявить его понимание нет. Если ребенок сам не нашел другого способа решения, то ему надо задать вопрос, а как еще по другому можно решить этот пример? Далее идет натаскивание, чем больше примеров он решит, тем лучше.
Так в любом примере или задаче.
Надо конечно уметь донести ребенку при первом решении смысл каких-либо примеров или задачек. Можно объяснить рассмотрев более простой вариант, а потом перейти к решаемой задаче, или начинать объяснение с другого конца. Эти идеи переиначивания задачек приходит непроизвольно при работе с учеником, и зависит от внимательного наблюдения и выяснения, что же ребенок не может понять. После первого просветления в его понимании надо обязательно придумать еще несколько примеров подобного рода, чтобы закрепить понимание.
Чтобы донести до ребенка смысл материала существуют много способов.
Дерзайте, учите своих малышей математике.
До встречи!