мертвые птицы
небольшая пьеса в одном действии по мотивам рассказа Р.Гари “Птицы прилетают умирать в Перу”
(черновой набросок, вариант 2)
Действующие лица:
Он (примерно 40 лет)
Она (22-24 года, стройна, красива)
Её муж (пьян, без возраста)
Спутник мужа (молод, смугл)
Три манекена в маскарадных костюмах
Резиновые птицы-игрушки
Действие происходит на сцене, примерно посередине которой расположен столик с зонтом а-ля “Макдональдс” и несколько стульев, а сбоку находится белая полупрозрачная ширма, имитирующая стену кафе. На столике стоит начатая бутылка бренди, пепельница и пара стаканов. Всё время, то тише, то громче слышен шум океана и пронзительные крики чаек. По сцене разбросаны резиновые птицы-игрушки, издающие жалобный писк, когда на них наступают. В дальнем углу сцены в течение всего действия находятся три манекена в маскарадных костюмах, на шее у одного из них бюстгальтер, рядом с другим валяется пара дамских туфель, а третий, сжимающий в руке недопитую бутылку водки, неожиданно похож на Петра Великого, причем с посмертной маски. На заднике сцены грубо намалеван океан, пляж с мертвыми птицами, зонтиками от солнца и кабинками для переодевания, несколько летящих чаек и почему-то слово fuck, написанное крупно и криво белой краской прямо поверх океана.
Занавес медленно поднимается. На сцене, как и в зале, полная темнота. Медленно загорается свет, пошло имитируя наступление рассвета. За столиком, лицом к зрителям, спит, положив голову на руки, Он. Он просыпается, поднимает голову, проводит рукой по лицу с трехдневной щетиной, стряхивая остатки сна, наливает в стакан немного бренди, чокается с бутылкой, залпом выпивает и закуривает сигарету. Делает несколько затяжек и начинает разговор сам с собой.
Он: сейчас, бля, я должен был бы произнести длинный монолог, рассказать самому себе о своей бесполезно прожитой жизни, может быть даже пустить слезу или пулю в висок, но, ё-моё, как меня это всё достало…(раздраженно машет рукой, нагибается, поднимает с пола одну из резиновых птиц, несколько раз ожесточенно сжимает ее, при этом птица жалобно пищит, тогда он, не глядя, кидает ее через плечо назад)
В это время неожиданно включается видеопроектор и проецирует на ширму короткий немой черно-белый фильм, как бы краткую историю жизни героя. Фильм смонтирован в стиле рекламного ролика, все события прокручиваются так быстро, что герой не успевает докурить сигарету. Мелькают разные города, женщины, даже какая-то уличная демонстрация и кусочек какой-то перестрелки… Проектор так же внезапно выключается.
Докурив сигарету, герой гасит окурок и поворачивает голову. Тут он впервые замечает Ее. Она медленно передвигается по сцене позади него. Она мокра с ног до головы, вода льется с нее ручьями и мокрый шарф волочится за ней. На ее шее, запястьях, пальцах и левой лодыжке сверкают украшения и татуировки. Она, шатаясь, подходит к самому краю сцены и останавливается, с трудом сохраняя равновесие и чуть не падая в зрительный зал. Он некоторое время с интересом наблюдает за ней, как бы решая – упадет она в партер или нет, потом встает, подкрадывается к ней сзади, обхватывает её руками и тянет на себя; она довольно неубедительно имитирует сопротивление. Постепенно они перемещаются к столику. Перед самым столиком она роняет свой мокрый грязный шарф на пол. Он усаживает её за столик, наливает ей бренди. С неё на пол стекает вода. Он машинально продолжает держать её за руку.
Она: не надо было мне мешать.
Он продолжает держать её за запястье. Пауза.
Она (пытаясь освободить руку): вы понимаете меня?
Он: более или менее. Ещё метр, и вас унесло бы течением (подозрительно оглядывает первые ряды зрителей). Оно здесь очень сильное.
Она пожимает плечами. Он повторяет ее движение и отпускает её руку.
Она (оглядываясь и рассматривая разбросанных по сцене птиц): откуда прилетают все эти ужасные птицы?
Он (делая неопределенный жест рукой): в океане есть острова, там они живут, а сюда прилетают умирать.
Она: почему?
Он: не знаю, есть разные версии.
Она: а вы? Почему вы сюда приехали?
Он: я имею несчастье здесь жить. Я держу это кафе.
Она снова смотрит на птиц. Пауза. Она поднимает одну из птиц с пола и брезгливо вертит её в руках, время от времени нажимая на неё (птица пищит).
Она (как бы в ответ на свои мысли): всё же объяснение должно быть. Всегда есть какое-то долбаное объяснение…
Она переводит взгляд на манекены в дальнем углу сцены, изображающие спящих.
Он (перехватывая её взгляд): народные гуляния. Большая радость для аборигенов…
Она: я знаю (сморщившись, отбрасывает птицу в сторону)
Он (разглядывая ее босые ноги): а где вы оставили свои туфли?
Она (опуская глаза): уже не помню… и не хочу об этом думать…(залпом выпивает бренди из стакана) Зачем вы меня спасли?
Он: так принято (наливает ей ещё бренди, улыбаясь). Надо же время от времени кого-то спасать или наоборот, иначе можно просто подохнуть здесь от тоски.
Она (немного капризно): не надо было мне мешать (задумывается о чем-то и плачет)
Он (слегка потрепав ее по плечу, фальшиво): всё уладится, детка... а не уладится, значит и не надо было…
Она (движением плеча отстраняя его руку): я не хочу так больше жить… Мне иногда бывает… а, впрочем… вы всё равно не поймете…
Он (внимательно разглядывая ее): вам не холодно? может, хотите переодеться?
Она: не знаю… нет, спасибо…
Явно затянувшаяся пауза.
Она (начиная сильно трястись от холода): в-вы живете один?
Он (невольно посмотрев на ее грудь, хорошо видную сквозь мокрое платье): более или менее…
Она (проследив его взгляд и как бы смирившись с неизбежным): мне можно здесь остаться?..
Он (вздрогнув и отведя глаза): да, если угодно...
Она (внезапно разревевшись, истерично): я больше так не могу. Я не знаю, что мне делать…
Он (вставая из-за столика): пока вам неплохо было бы согреться, чтобы потом не валяться с воспалением легких... (с неожиданным сарказмом) а то пропустите следующие гуляния…
Она (трясясь и стуча зубами): я д-действительно м-могу умереть от холода…
Он (подавая ей руку): пойдемте, я найду вам полотенце и сухие вещи
Она (на ходу бросив взгляд в сторону трех манекенов, неубедительно): лучше бы вы дали мне умереть… всё так ужасно… ну и черт с ним…
Они скрываются за ширмой, видно, что он подает ей какие-то вещи, а сам выходит. Она переодевается, а он смотрит на ее силуэт. В это время включается видеопроектор и беззвучно проецирует на ширму короткий разноцветный фильм: наши герои идут по пляжу, взявшись за руки… на пляже нет никаких мертвых птиц, только солнце, ласковое море и желтый песок… герой подхватывает героиню на руки, и бежит с ней куда-то за горизонт… Фильм резко обрывается. Героиня в мужском халате выходит из-за ширмы.
Он, вздрогнув при ее появлении: выпейте еще немного бренди, чтобы уж точно не простудиться (бежит к столику, наливает немного в стакан и приносит ей)
Она (одним глотком выпивая бренди и возвращая стакан): вы не могли бы помочь мне, я, кажется, обронила там одну вещь… (уходит за ширму и манит его за собой)
Он скрывается вместе с ней за ширмой, сквозь которую видны их силуэты. Она срывает с себя халат и бросает его на ширму. Он заключает ее в объятия и они опускаются на пол. Опять включается проектор, на этот раз зрители видят предыдущую запись, но уже в сопровождении романтической мелодии… Когда мелодия заканчивается, проектор выключается. Герои сидят за ширмой, сжимая друг друга в объятиях.
Она (блаженно-умиротворенным голосом): мне уже совсем не холодно. Позвольте, я останусь здесь? Вы ведь не сердитесь на меня… милый… ну ведь нет…
Он (игриво): ну разве что самую малость…
Вдали слышен звук подъехавшего и остановившегося автомобиля, хлопают дверцы и на сцене появляются двое хорошо одетых мужчин. Один из них пьян, другой молод и смугл. Когда они подходят к столику, тот, что пьян, подбирает с пола мокрый грязный шарф героини. Затем он подходит к ширме, некоторое время смотрит за нее, а потом демонстративно громко топает.
Муж (с похабным пьяным смешком): фак оф! шайза! это уже начинает быть смешным… Опять она за своё… Мир очень сильно перенаселен… (спутнику) Ты не находишь, чико? Последний раз я беру ее с собой в поездку. В следующий раз отправится в деревню к своей покойной тетушке…
Он (выскакивая из-за ширмы в одних штанах с револьвером в руке, достаточно агрессивно): кафе закрыто…
Муж (иронично): налейте хоть чашечку кофе, раз уж вы поимели мою жену… надеюсь, бесплатно…
Он (растерявшись): у нас сломался кофейный автомат…
Муж (оборачиваясь в сторону трех манекенов): уверен, что они тоже бесплатно… (герою) а вы-то, конечно, столичный… у вас это на лице написано… бывали мы в разных столицах… одно и то же дерьмо везде… (спутнику) скажи, чико…
Чико (покраснев и потупив взор, переминаясь с ноги на ногу, как будто сильно хочет в туалет): м-м-м…
Муж: когда-нибудь ей свернут шею. Хорошо, что я в свое время поменял ее украшения на стекляшки… она даже не заметила… (с противным смешком) …она замечает только то, что у вас в штанах (случайно наступает на резиновую птицу, та громко пищит; вздрагивая, герою) Кстати, откуда здесь столько мерзких дохлых тварей? Вы что, каждое утро поливаете пляж дустом?..
Из-за ширмы появляется растрепанная героиня, свежевыжатое и еще мокрое платье надето наизнанку.
Муж (иронично кланяясь ей): вот и ты, мой птенчик! Ты заставляешь нас ждать. Неужели нельзя это делать как-нибудь быстрее…
Она (со слезами в голосе): оставьте же меня!.. Уходите!.. Замолчите!.. Ну зачем вы здесь!..
Муж: пер бакко! Ты же могла вляпаться в историю! Кто-нибудь мог поверить, что украшения настоящие и твой труп сейчас валялся бы среди всех этих пернатых… Ты хотя бы заставляешь их надевать презервативы? я всегда кладу тебе в сумочку не меньше трех упаковок “Дюрекс”…
Она (в истерике): я вас ненавижу! вы мне противны…неужели всё решают только ваши поганые деньги… и вы снова пьяны…
Муж: это от отчаяния, птичка моя… мы исколесили все дороги, даже посетили местный морг… наверное, это их единственная достопримечательность…
Она (внезапно повернувшись к герою): ну зачем вы меня спасли?!.. я устала…я так смертельно устала…
Муж (герою, с пафосом): как нам выразить вам нашу безмерную благодарность? позвольте от имени всех нас… всех нас… что были… и что еще будут… выразить всем вам… мы все безумно признательны… (героине, продолжающей истерично рыдать) …успокойся, душка… вернемся, сходим к сексопатологу… у меня есть один знакомый, он творит чудеса… (спутнику) …не правда ли, чико?
Чико (сморщившись, и пожимая плечами): м-м-м…
Муж (беря под руки свою бессильно повинующуюся жену и спутника): ну а теперь нам пора. Имеем честь, так сказать, откланяться… нам еще нужно успеть на прием у губернатора…(спутнику) я поведу, чико, я уже в форме…
Муж резко разворачивается и они уходят за кулисы. Слышен звук отъезжающего автомобиля. Пару секунд спустя раздается визг тормозов и звук сильного удара. Герой сначала вскакивает со стула, на который он до этого опустился, делает несколько шагов, но потом возвращается к столику и допивает остатки бренди прямо из горлышка. Некоторое время он неподвижно стоит, опираясь о столик, а затем поднимает с пола одну из птиц, сжимает ее в руке и швыряет в зал. Раздается громкий, на пределе возможного, крик чайки и в зале резко гаснет весь свет…
занавес
(реплики и жесты должны повторяться как прием, как заезженная пластинка)