Все мы привыкли, что документальное кино – это детище телевидения, составляющее основу каналов Discovery или National Geographic и служащее в первую очередь образовательным целям. Однако история помнит времена, когда производством документалистики занимались ведущие киностудии страны, а ее непосредственными создателями были маститые кинорежиссеры, вкладывавшие в них оригинальную философию и авторскую мысль. Сегодня мы вместе с вами вспомним пять фильмов, в буквальном смысле слова сформировавших советскую, а во многом и российскую документалистику.
1. “Энтузиазм: Симфония Донбасса” (1930 г., реж. Д. Вертов)
В 1930 г. неутомимый авангардист, автор “Кино-глаза” и “Человека с киноаппаратом” Дзига Вертов выпускает один из своих главных шедевров – документальную ленту “Энтузиазм: Симфония Донбасса”. На протяжении всего экранного времени колонны рабочих, искрящиеся домны, гудящие линии электропередач сливаются в напряженную звукозрительную симфонию (так назвал ленту Чарли Чаплин), в полной мере поэтизирующую такую, казалось бы, прозаическую вещь, как выполнение пятилетки. “Энтузиазм” стал первым звуковым документальным фильмом, созданным в СССР, и технически открыл дорогу таким лентам, как “Путевка в жизнь”, “Окраина” и другим, а примененные в нем принципы монтажа и построения повествования продолжают использоваться спустя десятилетия.
2. “Разгром немецких войск под Москвой” (1942 г., реж. Л. Варламов, И. Копалин)
Ни для кого не секрет, что за период Великой Отечественной войны были сняты километры фронтовой кинохроники, впоследствии ставшей ценнейшим документом эпохи. Осенью 1941 г., в разгар подготовки операции по освобождению Москвы, Сталин лично приказал создать документальный фильм, призванный отразить предстоящую историческую битву. Так появился фильм “Разгром немецких войск под Москвой” режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Помимо важности показанного исторического момента, эта лента примечательна еще и тем, что она стала первым отечественным фильмом, получившим премию “Оскар”. Во многом это обеспечило популярность фильму во всем мире – в частности, в США он вышел под названием “Москва наносит ответный удар”. Кстати, одним из пятнадцати операторов-хроникеров, работавших над лентой, был Роман Кармен – впоследствии виднейший советский документалист.
3. “Обыкновенный фашизм” (1965 г., реж. М. Ромм)
В начале 1960-х маститый советский кинорежиссер, лауреат пяти Сталинских премий, профессор ВГИКа Михаил Ромм неожиданно поменял свой творческий почерк. До войны режиссер был известен как автор фильмов о Ленине (“Ленин в Октябре”, “Ленин в 1918 году”), однако в разгар оттепели его внимание привлекла современность со всеми ее сложностями и противоречиями. Так появился художественный фильм “Девять дней одного года”, отразивший злободневный конфликт “физиков” и “лириков”. Однако новое оттепельное кино требовало масштабных осмыслений недавнего прошлого, и Ромм взялся за новую работу, получившую название “Обыкновенный фашизм”. Это – не просто кинохроника Второй мировой войны. Это – размышление о природе фашизма от момента его зарождения до свержения. В своей закадровой речи Ромм предельно откровенен – порой осуждающе суров, порой саркастичен, однако главной скрепой фильма неизменно остается гуманистическая мысль. Несмотря на непростое отношение со стороны чиновников от кино, ленту с уважением приняли во всем мире, очевидно, осознав ее горькое предостережение всему человечеству.
4. “И все-таки я верю…” (1974 г., реж. М. Ромм)
Закончив работу над “Обыкновенным фашизмом”, Михаил Ромм решил продолжить осмысление истории в еще больших масштабах – теперь на материале всего XX века. Воплощением этого замысла стал документальный фильм “Мир сегодня”, завершить который помешала смерть режиссера в 1971 г. Довести работу до конца взялись его младшие коллеги – режиссеры Марлен Хуциев, Элем Климов и оператор “Девяти дней одного года” Герман Лавров. В 1974 г. завершенный фильм вышел на экраны под названием “И все-таки я верю…” Перед глазами зрителя – вся история XX столетия, начиная с появления первых автомобилей и немого кино и заканчивая современной режиссеру эпохой, в которой прохожие на улицах делятся своими надеждами и тревогами по поводу настоящего и будущего. Надо сказать, что с уходом Ромма помимо авторской задумки фильм получил еще один подтекст – он стал своеобразным завещанием режиссера.
5. “Легко ли быть молодым?” (1986 г., реж. Ю. Подниекс)
К середине 1980-х Советский Союз вступил в финальную фазу, обнажив назревшие в обществе проблемы, одной из которых стала проблема отцов и детей. Кто они – дети перестройки? Каковы их идеалы, стремления, кумиры? На эти вопросы попытался ответить латвийский документалист Юрис Подниекс, выпустив в 1986 г. ленту “Легко ли быть молодым?” На экране – молодые люди, так непохожие на советских комсомольцев, “отрываются” под рок-музыку, носят вызывающую одежду и даже снимают свое странное кино, непохожее на классические советские ленты. Словом, перелом эпох налицо. В этой обстановке режиссер пытается вывести молодежь на откровенный разговор, обнаруживая главное – за вызывающей внешностью неизменно стоит личность, понять и принять которую – новая задача старшего поколения.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!