Найти тему
Дневник киноведа

Пять главных документальных советских фильмов

Все мы привыкли, что документальное кино – это детище телевидения, составляющее основу каналов Discovery или National Geographic и служащее в первую очередь образовательным целям. Однако история помнит времена, когда производством документалистики занимались ведущие киностудии страны, а ее непосредственными создателями были маститые кинорежиссеры, вкладывавшие в них оригинальную философию и авторскую мысль. Сегодня мы вместе с вами вспомним пять фильмов, в буквальном смысле слова сформировавших советскую, а во многом и российскую документалистику.

1. “Энтузиазм: Симфония Донбасса” (1930 г., реж. Д. Вертов)

Кадр из к/ф "Энтузиазм: Симфония Донбасса"
Кадр из к/ф "Энтузиазм: Симфония Донбасса"

В 1930 г. неутомимый авангардист, автор “Кино-глаза” и “Человека с киноаппаратом” Дзига Вертов выпускает один из своих главных шедевров – документальную ленту “Энтузиазм: Симфония Донбасса”. На протяжении всего экранного времени колонны рабочих, искрящиеся домны, гудящие линии электропередач сливаются в напряженную звукозрительную симфонию (так назвал ленту Чарли Чаплин), в полной мере поэтизирующую такую, казалось бы, прозаическую вещь, как выполнение пятилетки. “Энтузиазм” стал первым звуковым документальным фильмом, созданным в СССР, и технически открыл дорогу таким лентам, как “Путевка в жизнь”, “Окраина” и другим, а примененные в нем принципы монтажа и построения повествования продолжают использоваться спустя десятилетия.

2. “Разгром немецких войск под Москвой” (1942 г., реж. Л. Варламов, И. Копалин)

Кадр из к/ф "Разгром немецких войск под Москвой"
Кадр из к/ф "Разгром немецких войск под Москвой"

Ни для кого не секрет, что за период Великой Отечественной войны были сняты километры фронтовой кинохроники, впоследствии ставшей ценнейшим документом эпохи. Осенью 1941 г., в разгар подготовки операции по освобождению Москвы, Сталин лично приказал создать документальный фильм, призванный отразить предстоящую историческую битву. Так появился фильм “Разгром немецких войск под Москвой” режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Помимо важности показанного исторического момента, эта лента примечательна еще и тем, что она стала первым отечественным фильмом, получившим премию “Оскар”. Во многом это обеспечило популярность фильму во всем мире – в частности, в США он вышел под названием “Москва наносит ответный удар”. Кстати, одним из пятнадцати операторов-хроникеров, работавших над лентой, был Роман Кармен – впоследствии виднейший советский документалист.

3. “Обыкновенный фашизм” (1965 г., реж. М. Ромм)

Кадр из к/ф "Обыкновенный фашизм"
Кадр из к/ф "Обыкновенный фашизм"

В начале 1960-х маститый советский кинорежиссер, лауреат пяти Сталинских премий, профессор ВГИКа Михаил Ромм неожиданно поменял свой творческий почерк. До войны режиссер был известен как автор фильмов о Ленине (“Ленин в Октябре”, “Ленин в 1918 году”), однако в разгар оттепели его внимание привлекла современность со всеми ее сложностями и противоречиями. Так появился художественный фильм “Девять дней одного года”, отразивший злободневный конфликт “физиков” и “лириков”. Однако новое оттепельное кино требовало масштабных осмыслений недавнего прошлого, и Ромм взялся за новую работу, получившую название “Обыкновенный фашизм”. Это – не просто кинохроника Второй мировой войны. Это – размышление о природе фашизма от момента его зарождения до свержения. В своей закадровой речи Ромм предельно откровенен – порой осуждающе суров, порой саркастичен, однако главной скрепой фильма неизменно остается гуманистическая мысль. Несмотря на непростое отношение со стороны чиновников от кино, ленту с уважением приняли во всем мире, очевидно, осознав ее горькое предостережение всему человечеству.

4. “И все-таки я верю…” (1974 г., реж. М. Ромм)

Кадр из к/ф "И все-таки я верю..."
Кадр из к/ф "И все-таки я верю..."

Закончив работу над “Обыкновенным фашизмом”, Михаил Ромм решил продолжить осмысление истории в еще больших масштабах – теперь на материале всего XX века. Воплощением этого замысла стал документальный фильм “Мир сегодня”, завершить который помешала смерть режиссера в 1971 г. Довести работу до конца взялись его младшие коллеги – режиссеры Марлен Хуциев, Элем Климов и оператор “Девяти дней одного года” Герман Лавров. В 1974 г. завершенный фильм вышел на экраны под названием “И все-таки я верю…” Перед глазами зрителя – вся история XX столетия, начиная с появления первых автомобилей и немого кино и заканчивая современной режиссеру эпохой, в которой прохожие на улицах делятся своими надеждами и тревогами по поводу настоящего и будущего. Надо сказать, что с уходом Ромма помимо авторской задумки фильм получил еще один подтекст – он стал своеобразным завещанием режиссера.

5. “Легко ли быть молодым?” (1986 г., реж. Ю. Подниекс)

Кадр из к/ф "Легко ли быть молодым?"
Кадр из к/ф "Легко ли быть молодым?"

К середине 1980-х Советский Союз вступил в финальную фазу, обнажив назревшие в обществе проблемы, одной из которых стала проблема отцов и детей. Кто они – дети перестройки? Каковы их идеалы, стремления, кумиры? На эти вопросы попытался ответить латвийский документалист Юрис Подниекс, выпустив в 1986 г. ленту “Легко ли быть молодым?” На экране – молодые люди, так непохожие на советских комсомольцев, “отрываются” под рок-музыку, носят вызывающую одежду и даже снимают свое странное кино, непохожее на классические советские ленты. Словом, перелом эпох налицо. В этой обстановке режиссер пытается вывести молодежь на откровенный разговор, обнаруживая главное – за вызывающей внешностью неизменно стоит личность, понять и принять которую – новая задача старшего поколения.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!