Найти тему
Анастасия Стерлигова

Свадебные и коронационные тиары российских императриц

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре
Императрица Мария Федоровна в русской тиаре

Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась трагически.

Некоторым все же повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже можно увидеть на выставке Алмазного фонда.

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре
Императрица Мария Федоровна в русской тиаре

Так что же такое классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие? Сами по себе, такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж – дословно «бахрома».

Императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку "лучей"
Императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку "лучей"

Русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и надевать как ожерелье.

Принцесса Александра Датская в ее "Кокошнике" от Garrard, но носила она его все же как корону.
Принцесса Александра Датская в ее "Кокошнике" от Garrard, но носила она его все же как корону.

Известное убранство, в котором часто можно видеть Елизавету II, впервые было подарено английской принцессе Александре Датской – будущей королеве Великобритании.

-5

Диадему Марии Федоровны на западе ее еще любят называть «русской подвенечной тиарой».

-6

Именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века. Девушки надевали эту треугольную диадему вместе с императорской венчальной короной и прочими украшениями, выдававшимся им специально к свадьбе.

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год
Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год

Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Она единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России

Оригинальная диадема с колосьями.

Диадема с колосьями, фото сделано в 1927 году специально для аукциона "Кристи"
Диадема с колосьями, фото сделано в 1927 году специально для аукциона "Кристи"

Этот шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Копия диадемы, получившая называние "Русское поле", которая сейчас хранится в Алмазном фонде
Копия диадемы, получившая называние "Русское поле", которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Символизм тиары удивителен. Колосья и лен – знаковые богатства России, и, возможно, не существовало более уместного образа для ювелирных украшений дам из правящей династии.

Дальнейшая судьба оригинала неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина
Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина

История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей.

Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название "Русская красавица"
Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название "Русская красавица"

В начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.

Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой
Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой

Жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме
Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме

Продолжение следует...