Мы с вами разберём все самые важные чувства, которые беспокоят нас каждый день.
И начнём мы с обиды.
Почему именно она? Потому что это самая распространённое чувство, которое встречается у человека.
Мы почти каждый день испытываем хотя бы маленькие уколы обиды.
Это самая простоя и очевидная эмоция. Она легче всего осознается, это то что задевает именно меня. А значит мы может её проанализировать.
Давайте разбираться что это и откуда берётся.
На какие ситуации люди обижаются?
Очень часто мы обижаемся на то, что нас обзывают, оскорбляют или грубо к нам относятся. У человека очень обостренное чувство справедливости, особенно по отношению к себе. Поэтому, когда происходит ситуация обратная нам очень становится обидно.
Когда нас обманывают, становится очень обидно, но тут подключается ещё ряд эмоций - злость, ярость.
Но основополагающая эмоция, которая даёт старт это все таки обида.
Часто чувство обиды возникает, когда нам в чем то отказывают.
Например, на какую то просьбу о помощи. Особенно если в этот момент мы осознаем, что когда нас просили помочь мы не отказали в этом.
Нас могут обидеть даже предметы, ведь они вечно теряются, стоят не там, или наоборот не стоят там где мы их ищем, падают, разбиваются.
Нас может обидеть даже непослушание домашних животных.
Очень много различных ситуаций, в которых мы испытываем чувство обиды. Получается, что источников обиды много, а чувство одно.
Да и обидчики бывают разные - взрослый, маленький, умный, глупый.
Нас могут обидеть целенаправленно, а могут случайно.
Итак, ситуации разные, обидчики разные, но чувство одно. И испытываем мы его одинаково, только сила у всех разная.
Дак что же такое обида?
Обида возникает не зависимо от ситуации и не зависимо от обидчика. Значит, что то есть внутри нас, что может определить будем мы обижать или нет. Мы на одинаковые ситуации, но с разными людьми, может среагировать по разному.
Можем ли мы сказать, что перед тем как наступает обида, мы чего то ждём?
Да. Например, мы ждём, что машина заведётся, а она этого не делает. Мы ждём, что человек даст согласие на помощь, а он нам отказывает. Мы ждём, что наши потребности будут удовлетворены, а когда входим в реальность, то сталкиваемся с другим.
Наши ожидания не реализовываются. Так мы понимаем, что наступила обида.
Обида это не соответствие моих ожиданий и поведение другого человека.
Как нам ликвидировать ту пропасть между реальностью и ожиданиями?
Могут ли все наши ожидания всегда оправдываться? Во всех случаях 100% того быть не может. Наши желания не могут всегда удовлетворяться. Вероятность этого стремиться к нулю. Мы в любом случае будем обижаться. Но проблема не во внешнем мире, не в людях, а в том наборе ожиданий, который мы имеем.
Мы не видим действительность, вернее видим, но в очень узком кругу. Наша реальность придумана, обрезана, мы смотрим на мир через щелку в двери, как бы подглядывывая.
Чтобы это преодолеть, необходимо расширить количество ожиданий. Чем их больше, тем больше вероятность того, что их смогут удовлетворить. Это дает свободу людям, потому что мы начинаем давать им простор в наших ожиданиях.
Для того чтобы это получить, нужно сначала самим нам признать, что люди не всегда могут оправдывать наши ожидания. Нужно быть готовым к отказу, к резкому слову и т.д.
После этого осознания мы начинаем принимать людей такими, какие они есть. Наши ожидания не реалистичны. И дело не в людях, которые по нашему мнению нас обижают, а исключительно в нас.
Какой все таки можно получить результат? Как научиться принимать обиду, и перестать видеть в людях только то, что мы ожидаем.
Каждый обижается по разному: кто-то переходит на гнев, кто-то начинает относиться отчужденно, кто-то просто плачет, кто-то разочаровывается в людях, а кто-то просто не замечает обиды – занимается самообманом (те люди, которые больше других говорят «я не обижаюсь» - являются самыми обидчивыми. Это один из самых ярких признаков).
Для того, что бы признать нашу ошибку, нужно прислушаться к себе. Наши ожидания направлены не к себе, а к людям, которые нас окружают. Но на самом деле от них мало что зависит. Корень обиды сидит исключительно в нас.
Реальность это не вопрос сложности выполнения той или иной просьбы, это вопрос вероятности. На сколько, вероятно, что человек ответит на наши ожидания. И тут рецепт прост, достаточно просто задать вопрос. Почему вам отказали, почему не помогли, почему сказали так или иначе.
Мы часто не думаем о других людях, что они чувствуют и почему вынуждены так сказать. Если это был отказ – то вполне возможно, что у человека были на это свои причины: занятость, усталость, свои личные планы; если это колкая фраза, то необходимо узнать – может это вы сами спровоцировали такой ответ?