Сейчас среди россиян молодого и среднего возраста стало модным носить бороду «Аля ваххабит» - подбородок и щеки покрыты волосами, над верхней губой волосы сбриваются. Это преподается как проявление мужественности, по крайней мере, в Исламе. Но как показывает практика, такую бороду носят не только приверженцы Ислама, многие молодые христиане также не прочь пощеголять такой растительностью на лице. А вот как сам Ислам относится к бороде и усам?
Считается, что мусульман без растительности на лице нет. Но, как показывает реальность, даже в среде мусульманских богословов не существует единого мнения. Начнем с раннего ислама.
В те времена сам Пророк призывал своих последователей отращивать бороды: «Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы».
В средневековье отношение мусульман к наличию растительности на лице особо не изменилось – шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали, что запрет на бритье бород правильный и необходимо неукоснительно его придерживаться.
Но уже тогда появились первые «оппозиционеры» из представителей шафиитского мазхаба, считавшие, что бритье хоть и нежелательно, но это не харам, т.е. не запретно.
А что же современные богословы? В традиционном арабском обществе все без изменений – бритье считают запретным (харам). Так считают и салафитские богословы – Ибн Баз, аль-Усаймин и др. и шиитские аятоллы Али Систани, Мухаммад Ширази и Али хаманеи. Последний даже публично обвинил через телевидение Ирана короля Марокко Мухаммеда VI в том, что он носит слишком короткую бороду.
В Ливане, в Сирии и Ираке, где идет война с ИГИЛ, местные курды начали массово сбривать растительность на лице. Причина – они не хотят, чтобы их путали с террористами. Отмечались случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей только за наличие длинной бороды.
В Турции бороду рекомендовано носить мужчинам старше тридцати лет, но если ты государственный служащий, то независимо от возраста должен быть бритым. То же самое было и в Египте во время правления Хосни Мубарака.
В Афганистане и Пакистане, в районах, где правит Талибан, ношение бороды обязательно, причем она должна быть длиннее сжатого кулака. В противном случае мужчина мог подвергнуться избиению прямо на улице.
А что наши ближайшие соседи?
В Казахстане к отращиванию бороды относятся как к суннату (то есть как к необязательной процедуре). Танжарак Турганкулов – заведующий «Центром религиоведения» заявил, что отращивание молодыми казахами бород вносит смуту в мусульманское общество.
В Узбекистане официально нет законов, запрещающих бороды. Но негласно все бородачи попадают во внимание сотрудников спецслужб, как «потенциальные исламские радикалы». Даже имамы вынуждены сбривать свои бороды, лишь бы избегнуть попадания в так называемые «списки бородачей» в СНБ. Дошло до того, что бородатым в Узбекистане отказывают в выдаче паспорта. Для этого носителю бороды необходимо предоставить справку от областного управления духовенства, что он не состоит в экстремисткой организации. Что практически неразрешимая задача.
В России
Здесь также все неоднозначно. Например, в Карачаево-Черкесии совет улемов настоятельно советует имамам «отрастить бороды, минимально в пределах видимости». Говоря проще, должна присутствовать видимая щетина.
А вот у соседей, в Дагестане, носителей длинных бород могут поставить на «профилактический учет» в категории «религиозный экстремизм».
Муфтий Тюменской области Ильдар Заганшин говорит, что ношение бороды необходимо заслужить. Он рекомендует отпустить (небольшую) бороду не ранее 30-35 летнего возраста, и лишь после достижения 60 летнего возраста допускается отпускать густую длинную бороду как у Деда Мороза.
Шамиль Аляутдинов – имам-хатиб Московской мемориальной мечети заявил, что ношение бороды не является фардом (обязательным), такое мнение – это одно из проявлений безграмотности в вопросах веры.
А что с усами?
В этом вопросе также нет единого мнения. Кто-то рекомендует только удалять те волосы, что выходят за край верхней губы. Кто-то не видит в сбривании усов ничего противоестественного.
Как видите, каждый волен решать, как ему выглядеть в глазах окружающих. На все воля Всевышнего.