Есть у меня, как и у каждого из читающих, любимые авторы.
Это авторы, произведения которых, скорее всего, понравятся.
Так что можно смело брать книгу в руки и читать, не боясь разочарования.
Вот только разочарование может настигнуть уже много после прочтения книги.
Люблю Стругацких. Это, наверное, что-то вроде синдрома утёнка.
Когда начинал читать фантастику, одна из первых фантастических книг, попавших мне в руки, принадлежала авторству именно братьев Стругацких.
Это были "Стажёры". Потом был "Малыш", "Далёкая радуга" и "Страна багровых туч".
Ух, как я любил эти книги!
Постоянно перечитывал.
Не перечитывал я только "Трудно быть богом".
Потому что...
На самом деле, это сложно объяснить.
"Трудно быть богом" - это о прогрессоре, сорвавшемся в убийство.
"Трудно быть богом" - это роман, который сломали сами авторы.
У меня в голове слова куда резче.
Смотрите. Каждое литературное произведение развивается от начала к финалу. Оно состоит из частей, прочно связанных сюжетом, мыслью автора, действиями героев и внутренне логикой.
У каждого литературного произведения есть настроение, атмосфера, есть цель написания и суть.
Суть - это то, что сейчас многие называют "мессендж", посыл, послание автора читателю. Что именно автор хотел сказать читателю этой книгой или рассказом.
Обычно это короткая фраза. В "Колобке" - "Не верьте ласковым словам". В "Репке" - "Помогайте друг другу, вместе вы сила."
Атмосфера влияет на восприятие книги, подсказывает читателю какие-то ожидания от прочтения. Обманывать их не стоит, ибо тогда книга будет воспринята не так, как вы планировали. Читатель будет разочарован.
Например, читатель ждёт сказки, а получает кровавую бойню.
Цель написания - зачем автор это пишет? Это цели автора. Они обычно еле касаются книги и её содержания. Это внешние цели.
Например, многие пишут ради денег. Некоторые пишут ради красоты. Другие ради самореализации.
Только эти три характеристики могут помочь вам понять, что я имею ввиду. Хотя, конечно, можно покопаться и глубже. Но...
Итак, атмосфера.
Начинается повесть, как мушкетёрский роман. Шпага, герой-везунчик, тайны, интриги, великая цель.
Разудало и хитро обводя врагов вокруг пальца дон Румата танцует к своей цели.
Танцует, всё глубже увязая в грязи и чернухе чужого мира.
В конце атмосфера напоминает... больше присуща психологической драме, чем приключенческому роману.
И именно поэтому я чувствую себя обманутым после прочтения. Это как купить шоколад с клубничной начинкой, а потом выяснить, что он без начинки и горький. Горький - тоже хорошо. Но мне-то обещали клубничный!
А вот почему авторы так поступили со своим произведением...
Цель написания и мессендж можно разобрать заодно.
Легенды гласят, что братья вначале и в самом деле взялись за мушкетёрский роман.
Но потом в мире произошли кое-какие события, и роман сделали манифестом по его поводу.
Авторы просто его сломали и вновь приставили отломанное, развернув в другую сторону.
Никаких больше танцев с волками-рэбами. Нелепо и страшно авторы убивают героев.
"Сюжетная справедливость" - это когда мы, читатели, киваем и говорим: "Да, он это заслужил". Сюжетная справедливость нарушена тогда, когда мы, читатели, воем на весь лайфжурнал, твиттер и дзен: "Какого рожна ты творишь, автор?! Её-то за что?!"
Авторы поступились сюжетной справедливостью в отношении героев ради повода и мотива для Руматы. Для его срыва и кровавой бойни в финале.
Когда я читаю этот роман, "Трудно быть богом", я всегда чувствую сожаление о том романе, который мог бы быть.
О том романе, который рассказал бы нам историю Руматы, а не высказал мнение авторов о политическом и злободневном.
ваш КнигоКот