Найти в Дзене
КнигоКот

"Трудно быть богом": роман, который не случился

Есть у меня, как и у каждого из читающих, любимые авторы.

Это авторы, произведения которых, скорее всего, понравятся.

Так что можно смело брать книгу в руки и читать, не боясь разочарования.

Вот только разочарование может настигнуть уже много после прочтения книги.

Люблю Стругацких. Это, наверное, что-то вроде синдрома утёнка.

Когда начинал читать фантастику, одна из первых фантастических книг, попавших мне в руки, принадлежала авторству именно братьев Стругацких.

Это были "Стажёры". Потом был "Малыш", "Далёкая радуга" и "Страна багровых туч".

Ух, как я любил эти книги!

Постоянно перечитывал.

Не перечитывал я только "Трудно быть богом".

Потому что...

На самом деле, это сложно объяснить.

"Трудно быть богом" - это о прогрессоре, сорвавшемся в убийство.

"Трудно быть богом" - это роман, который сломали сами авторы.

У меня в голове слова куда резче.

Смотрите. Каждое литературное произведение развивается от начала к финалу. Оно состоит из частей, прочно связанных сюжетом, мыслью автора, действиями героев и внутренне логикой.

У каждого литературного произведения есть настроение, атмосфера, есть цель написания и суть.

Суть - это то, что сейчас многие называют "мессендж", посыл, послание автора читателю. Что именно автор хотел сказать читателю этой книгой или рассказом.

Обычно это короткая фраза. В "Колобке" - "Не верьте ласковым словам". В "Репке" - "Помогайте друг другу, вместе вы сила."

Атмосфера влияет на восприятие книги, подсказывает читателю какие-то ожидания от прочтения. Обманывать их не стоит, ибо тогда книга будет воспринята не так, как вы планировали. Читатель будет разочарован.

Например, читатель ждёт сказки, а получает кровавую бойню.

Цель написания - зачем автор это пишет? Это цели автора. Они обычно еле касаются книги и её содержания. Это внешние цели.

Например, многие пишут ради денег. Некоторые пишут ради красоты. Другие ради самореализации.

Только эти три характеристики могут помочь вам понять, что я имею ввиду. Хотя, конечно, можно покопаться и глубже. Но...

Итак, атмосфера.

Начинается повесть, как мушкетёрский роман. Шпага, герой-везунчик, тайны, интриги, великая цель.

Разудало и хитро обводя врагов вокруг пальца дон Румата танцует к своей цели.

Танцует, всё глубже увязая в грязи и чернухе чужого мира.

В конце атмосфера напоминает... больше присуща психологической драме, чем приключенческому роману.

И именно поэтому я чувствую себя обманутым после прочтения. Это как купить шоколад с клубничной начинкой, а потом выяснить, что он без начинки и горький. Горький - тоже хорошо. Но мне-то обещали клубничный!

А вот почему авторы так поступили со своим произведением...

Цель написания и мессендж можно разобрать заодно.

Легенды гласят, что братья вначале и в самом деле взялись за мушкетёрский роман.

Но потом в мире произошли кое-какие события, и роман сделали манифестом по его поводу.

Авторы просто его сломали и вновь приставили отломанное, развернув в другую сторону.

Никаких больше танцев с волками-рэбами. Нелепо и страшно авторы убивают героев.

"Сюжетная справедливость" - это когда мы, читатели, киваем и говорим: "Да, он это заслужил". Сюжетная справедливость нарушена тогда, когда мы, читатели, воем на весь лайфжурнал, твиттер и дзен: "Какого рожна ты творишь, автор?! Её-то за что?!"

Авторы поступились сюжетной справедливостью в отношении героев ради повода и мотива для Руматы. Для его срыва и кровавой бойни в финале.

Когда я читаю этот роман, "Трудно быть богом", я всегда чувствую сожаление о том романе, который мог бы быть.

О том романе, который рассказал бы нам историю Руматы, а не высказал мнение авторов о политическом и злободневном.

ваш КнигоКот

кажется, оформитель этой серии не читал книгу
кажется, оформитель этой серии не читал книгу