Никогда не был мэром и, наверное вступление в эту должность даже для опытного руководителя всегда связано с сильным стрессом. Наверное дело даже не в том, что появляются новые обязанности и ответственность за население крупного российского города - за его благосостояние и самочувствие. Для опытного руководителя умение охватить единым взглядом всю картину - профессиональный навык. Проблема в том, что невольно возникает желание принимать только правильные решения. А вот это случается не всегда. И главное зеркало для градоначальника - СМИ, размещающие о нем свои материалы. Крупный город - это всегда клубок противоречий, требующий выдержки и обдуманности каждого слова.
Текст, который вы прочитаете ниже - это конкретное исследование психологического климата совершенно конкретного города. Но, чтобы не провоцировать ненужные домыслы, здесь убраны все реальные названия. Вы можете подставить любое название города ЦФО с населением от 500 тыс. человек.
Исследование динамики описаний эмоционального состояния одного из городских руководителей в период с 25 мая по 6 октября 2019 года по материалам СМИ.
Цель исследования состоит в том, чтобы понять, как СМИ видели и преподносили поведение городского руководителя в период с 25.05.19 по 06.10.19
Объект исследования – тексты региональных и федеральных СМИ о встречах, выступлениях, делах городского руководителя.
Предмет исследования – эмоционально-смысловой фон, создаваемый действиями городского руководителя и передаваемый региональными и федеральными СМИ.
Общее описание ситуации.
Предлагаемые результаты исследования психологического климата в одном из городов России и роли городского руководителя в его формировании проводились в начале октября 2019 года в одном из крупных городов ЦФО РФ. Для сохранения анонимности в предлагаемом отчете имя градоначальника заменено фразой «городской руководитель», а название города и области заменено «Область N».
Метод исследования.
В качестве основного метода исследования была использована технология социоматического анализа, позволяющая по используемым в тестируемых текстах семантическим категориям делать заключения о склонности участников ситуации к принуждению или взаимодействию, ориентированности на перспективу или на решение текущих задач.
Все исходные тексты отдельно оцениваются средствами Социомы (социальной матрицы), по результатам которой идет расчет выраженности различных коэффициентов по долям использования в текстах базовых смысловых категорий, ориентированных на тот или иной характер отношений для решения ситуации.
Порядок исследования.
1. Для получения исходных текстов в специализированном новостном разделе поисковой системы Яндекс для поиска статей был задан запрос – «городской руководитель области N». Поиск был ограничен временным промежутком с 25 мая по 6 октября 2019 года. В результате было получено 105 текстов статей региональных и федеральных СМИ.
2. Каждый полученный исходный текст был распределен в специальную папку в зависимости от номера текущей недели. В результате все тексты неравномерно распределились по всему периоду. Результаты этого распределения можно увидеть в таблице 1 ниже.
3. Каждая полученная публикация прошла специальную обработку средствами алгоритма Социомы, получив свои числовые значения по каждой из 256 базовых категорий. В результате было получено 105 оцифрованных профилей эмоциональной окраски каждого текста.
4. Все полученные публикации анализировались в режиме «как есть» без каких-либо редакционных правок.
5. Для получения обобщенной картины для каждой недели были рассчитаны средние значения по каждой из 256 категорий Социомы (социальной матрицы) за текущую неделю. Иными словами, внутри самой недели значения категорий могли отличаться от средней за неделю.
6. Для окончательной оценки динамики эмоционального портрета новостей о городском руководителе все усредненные недельные данные были обработаны соответствующим алгоритмом для получения необходимых значений коэффициентов и возможности их адекватного сравнения с соответствующими коэффициентами других, не связанных с первичными текстами, ранее изучаемыми областями исследования – сводные данные этих же коэффициентов по области N на основе длительных предшествующих исследований, сводные данные по России в целом.
Результаты исследования
Для большей наглядности приведем полученные результаты в виде трех групп графиков по России в целом, области N и данных городского руководителя. Все данные представлены по состоянию на 13.10.19. В системе Социома год начинается с 20 октября, таким образом, на каждом графике представлены данные, включая последний квартал предыдущего года. В данном отчете из-за недостатка времени представлены лишь самые главные показатели.
Под дискретностью понимается разнообразие смысловых тем, которые использованы в изучаемых текстах. Так как Социома изначально оперирует четырьмя базовыми темами (взаимодействие, ожидание, принуждение, состояние), на представленных выше и многих последующих графиках будут отражены характеры проявлений именно этих четырех показателей.
Как видно из таблицы 2, для России и для области N характерно более частое использование тем, связанных с обсуждением текущего состояния. Второй по выраженности идет тема принуждения – особенно это ярко видно на графиках России в целом. В области N тема принуждения также активно обсуждается, но в большей степени для нее характерно разнообразие тем, связанных с обменом и взаимодействием. При этом тема принуждения и контроля по области N снижается во второй половине года. Графики городского руководителя говорят о непостоянстве в выборе обсуждаемых тем – если в начале изучаемого периода превалирует по количеству упоминаний темы, связанные с состоянием окружающей ситуации, то к концу сентября – началу октября на первый план выходят темы, связанные с контролем и принуждением.
Под напряженностью имеется в виду сумма всех значений, полученных каждым сектором на основании изучаемых текстов.
Сравнивая характер напряженности Социомы России с другими графиками, можно заметить, примерную равнозначность напряженности обмена, принуждения и состояния. Минимальные значения присущи сектору ожидания. В общем, эта же тенденция видна и на двух других графиках. Но, заметим, что в области N в целом 05.05.19 тема принуждения значительно превалировала, уступив после названной даты теме состояния. По нашему мнению, это говорит о том, что после названной даты эмоциональный фон области N стал больше интересоваться реальными текущими вопросами, уйдя от мысли необходимости подчинения ситуации для ее изменения. Профиль городского руководителя показывает, что его эмоциональный фон не столь стабилен, как в России в целом или в области N. Это понятно, так как здесь идет анализ конкретной личности, склонной больше и лучше видеть конкретную текущую ситуацию. Поэтому на графиках городского руководителя первую роль играют вопросы именно состояния, для устойчивости которого используются инструменты и принуждение и взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации.
Анализируя графики таблицы 4 хорошо видны некоторые закономерности. По графикам России можно сказать, что ситуация, освещаемая всеми российскими СМИ, несмотря на различные внешние и внутренние противоречия, в общем, сохраняется эмоционально стабильной, где коэффициент справедливости имеет небольшие значения, что говорит об общей удовлетворенности ситуацией в целом. Показатель незначительных значений широты сознания характеризует ситуацию, как сконцентрированную на решении ряда значимых вопросов без желания и необходимости расширения диапазона ее анализа. Для области N характерен более широкий взгляд на ситуацию по сравнению с данными по России в целом. При этом также коэффициент справедливости имеет небольшие значения, что говорит об общем спокойствии в области. Эту же мысль подтверждают и низкие значения коэффициента решительности. Условно можно было бы сказать, что жизнь «идет по накатанной», но это было бы не совсем правильно, так как, начиная с 20 чисел мая в значениях области заметно постепенное но существенное увеличение по показателям тревожности и широты сознания. Это говорит о стремлении участников ситуации шире взглянуть на ситуацию, не прибегая к каким-либо кардинальным революционным мерам.
Анализируя графики городского руководителя, видно, что для него достаточно сложным был период с 13 по 21 июля, который был связан с острым переживанием несоответствия ситуации желаемым целям и острым желанием ее изменения. Возможно, это был ряд каких-либо резких действий со стороны градоначальника, которые в дальнейшем привели к более осторожному и осмотрительному поведению, о чем говорит пик значений коэффициента широты сознания в конце августа – начале сентября. Эту мысль подтверждают графики городского руководителя в таблице 5, приведенной ниже
Знакомясь с графиками таблицы 5, хорошо видно постоянно превалирующее значение коэффициента Подготовка на всех трех диаграммах с той лишь разницей, что, если для России эти значения более плавные из-за усредненности значений большого числа СМИ. В области N значения этого показателя более яркой выражены, как и на графиках городского руководителя. Это говорит о готовности участников работать на опережение, исходя из желания, найти более конструктивные решения.
Выводы.
Обобщая проведенный краткий анализ можно прийти к следующим выводам:
1. Городской руководитель, будучи избранным на свой пост в начале лета 2019 года пока еще находится в ситуации знакомства с текущей ситуацией, что проявляется не некоторой неустойчивости ряда показателей психологического портрета, формируемого СМИ.
2. Динамика большинства коэффициентов городского руководителя во многом аналогична профилям этих коэффициентов в области N и России в целом.
3. Аккуратный и дипломатичный подход, который старается проявлять городской руководитель, судя по материалам исходных СМИ, позволит городу последовательно без рывков и революционных потрясений решить поставленные задачи.
А что думаете об этом лично вы?
Оставляйте комментарии и вопросы, ставьте лайки (если понравился материал) и делитесь им в соцсетях (если считаете его необходимым для ваших друзей)