Я периодически читаю сказки своим детям, и вот что я вижу, спустя много лет после своего детства: в детских сказках много грусти, трагедии и насилия. Приведу примеры:
Колобок. Только что родившийся колобок сразу же попадает в суровую действительность. Сначала его хотят съесть бабка с дедом, он вынужден бежать (хоть и не подозревая о минувшей опасности). А в лесу его каждый хочет съесть, ни одно существо не предложило просто подружиться с ним. Каждый хочет мясо колобка, либо дань в виде песни. И то – это сам колобок вынужден был придумать откуп – песенку, которую ему пришлось сочинить, чтобы только жить дальше.
Пусть слова незамысловатые, а что ещё оставалось бедному колобку – в жутком стрессе сочинять на ходу «что вижу, то пою». Непрекращающиеся попытки его съесть заканчиваются эйфорией колобка. Наконец-то его похвалили, и протянули руку навстречу, наконец-то у него появился друг в виде лисы! Но нет. Сказка закончилась убийством. Бедный колобок, который даже дня не прожил на этом свете, был съеден.
Красная шапочка. Здесь показана девочка, живущая без родителей, которую поселили за лесом (или в лесу), в котором живут волки, далеко от бабушки, которую надо было ещё и навещать. Не думаю, что бабушка отговаривала внучку ходить к ней, если она вместе с родителями настолько не думает об опасности, чтоб создать столько проблем для девочки. Кстати, если Красная Шапочка – это имя, то это говорит о ещё более странном взгляде родителей на жизнь. И вот девочка одна пошла в лес, полный волками, чтоб отнести бабушке пирожки. Кто её надоумил на это, не очень понятно. Сама придумала? При том, что ни баллончика, ни других средств защиты у неё не было.
При этом бабушка, видимо, тоже жила в лесу, или у леса, так как волк мог спокойно прийти и съесть её. Допустим, что он её проглотил, как змея, всё тело целиком (хотя, думаю, обязательно повреждения бабушка получила), но внучка не обратила внимание, когда пришла и увидела волка, как разжирела бабушка, зато обратила внимание на то, что уши и глаза стали большими. Также не понятно: бабушка не сопротивлялась? Волк сначала оглушил её, выходит?
Ладно, внучка сидит и разговаривает с волком, так сильно похожим на бабушку (или бабушка, видимо, похожа на волка), да ещё и с трупом бабушки внутри. Картина не для слабонервных.
А потом ещё и внучку волк тоже съедает. То есть, внучка, попав внутрь, встретила там разлагавшуюся бабушку, столько жести натерпелась, бедная девочка. Но этим жесть не заканчивается. Потом появились новые убийцы-охотники, которые убили волка, не зная, кстати, что он людоед. А когда начали потрошить (его, видимо, хотели зажарить), обнаружили там бабушку с внучкой, которые, оказывается, не умерли, а продолжали жить, заживо съедаемые волчьей желудочной кислотой.
Вот на этом и заканчивается эта детская добрая сказочка.
Снегурочка. Жили себе были старик со старухой, и вот на старости лет не смогли ничего придумать, как слепить себе из снега дочку. Усыновить? Нет, не слышали. Благо, снега много, хорошо, что не из грязи. Тут пошла волшебная линия, по которой снегурочка ожила, и ведь невинная душа, казалось бы, живи и радуйся, нет же, автору нужна была смерть.
И не простая смерть, а от огня, и не просто сожжение, а полная аннигиляция. Что хотел сказать этим автор – не ясно. Не ходите на тусовки? Если вы из снега, не прыгайте в костёр? Конец сказки оставляет горькое чувство, что в жизни гораздо больше грусти, чем радости.
Курочка ряба. Тут обошлось без убийств, хотя горя в сказке тоже много. На яйцо из золота никто не обратил внимания, курочка-мутант внутри имеет химическую лабораторию, которой позавидует любой алхимик. А почему дед с бабой заплакали, когда яйцо разбилось, я так и не понял. Они ведь его сами били, а тут мышка наоборот помогла. И они его съесть хотели чтоли? Чего ж они плакали-то. Разбитое золото не теряет своей ценности. Курочка тоже не в теме, могла им объяснить, что яйцо можно отдать на переплавку.
Вместо этого курица пообещала им снести другое яйцо, как будто это вообще было единственное яйцо у этой курицы, и она расщедрится перед стариками, пообещав ещё одно яйцо. Кстати, я не помню, перестали плакать старик со старухой после этого обещания. Вроде бы сказка об этом умалчивает, но, думаю, они ей сказали «Курица, ты итак нам должна яйца нести, что значит ещё одно яйцо снесёшь. Иди в хлев и высиживай, умная».
Про лубяную и ледяную избушку у зайца и лисы. Здесь я, кажется, понял смысл, но только спустя много лет. Такие сильные и грозные звери как собака и медведь были унижены и посланы только потому, что неправильно сформулировали требование к лисе освободить помещение. «Поди лиса вон» - это недипломатично и не с позиции силы. Более того, лиса проявила бОльшую сообразительность, применив паттерн силы фразой «Как выскочу, как выпрыгну….», испугав этим крупных животных. И только петух заранее подготовился, составив рабочий текст: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи», доказав нам, что не важно, у кого ружьё, важно – у кого текст лучше составлен.
Есть ещё много горя, трагедии, странности, и ложных смыслов в наших сказках (чего стоит, например, лень Емели). И надо задуматься – а правильную ли дорогу указывают эти сказки новым поколениям?