Найти тему
Мифология и Легенды

Перун - родоначальник славянского пантеона богов

Вы можете прочитать много о Перуне и его предполагаемых отеках во вкладке Богов, где тема предполагаемого множества имен этого божества обсуждалась довольно широко. Каждый незначительный культ, приписываемый ему, заслуживает отдельного обсуждения, но прежде чем это произойдет, стоит узнать больше о самом Перу, атрибутах и ​​функциях, приписываемых ему, а также о его связях с персонажами из других мифологий, потому что наш родной Перун кажется хорошим вписан в группу главных божеств индоевропейской мифологии.

https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/0e7aabc9-f8b6-414d-893e-93156eb81043/d9pmky9-b80e844b-5248-4f12-916b-0314f448d469.jpg/v1/fill/w_816,h_979,q_70,strp/perun_by_jessada_art_d9pmky9-pre.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9MTAwMCIsInBhdGgiOiJcL2ZcLzBlN2FhYmM5LWY4YjYtNDE0ZC04OTNlLTkzMTU2ZWI4MTA0M1wvZDlwbWt5OS1iODBlODQ0Yi01MjQ4LTRmMTItOTE2Yi0wMzE0ZjQ0OGQ0NjkuanBnIiwid2lkdGgiOiI8PTgzMyJ9XV0sImF1ZCI6WyJ1cm46c2VydmljZTppbWFnZS5vcGVyYXRpb25zIl19.DNUwvX_Qlugd1TQOO_OX8cWMIpCUmI0Ri6mWQ3SiEhs
https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/0e7aabc9-f8b6-414d-893e-93156eb81043/d9pmky9-b80e844b-5248-4f12-916b-0314f448d469.jpg/v1/fill/w_816,h_979,q_70,strp/perun_by_jessada_art_d9pmky9-pre.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9MTAwMCIsInBhdGgiOiJcL2ZcLzBlN2FhYmM5LWY4YjYtNDE0ZC04OTNlLTkzMTU2ZWI4MTA0M1wvZDlwbWt5OS1iODBlODQ0Yi01MjQ4LTRmMTItOTE2Yi0wMzE0ZjQ0OGQ0NjkuanBnIiwid2lkdGgiOiI8PTgzMyJ9XV0sImF1ZCI6WyJ1cm46c2VydmljZTppbWFnZS5vcGVyYXRpb25zIl19.DNUwvX_Qlugd1TQOO_OX8cWMIpCUmI0Ri6mWQ3SiEhs

Первоначально Перун был аморфным богом, но со временем он начал приобретать сильно антропоморфное изображение, связанное с его атрибутами: молния, скала (материальная форма грома), топор или молот, гром и лошадь. Вера славян и прибалтов когда-то широко распространялась, что удар молнии может принести в жертву. Перун в верованиях славян был неразрывно связан с дубом. По этой причине именно дуб широко считается самым важным славянским деревом, которое также является фокусом оси Мунди - оси мира. С развитием языческой религии фигура Перуна приобрела значение.

Имя этого бога неразрывно связано с молнией - в конце концов, * perunъ, в конце концов, славянское имя грома. Однако необходимо отметить, что в этом случае молния является более поздним выражением - богословское название Перун, вероятно, со временем секуляризировалось и дало начало названию этого необычного атмосферного явления. Поэтому, чтобы выявить этимологию этого слова, его следует разделить на две части: per- и -un. Корень связан с ударением (* pürati, 'beat, strike'), которое видно даже в польском глаголе, который нужно вымыть (см. Кто-нибудь, чтобы вымыть кислое яблоко). В свою очередь корень -un связан с nomen agentis (имя исполнителя действия). Таким образом, после разложения имени божества на главные факторы мы получаем «того, кто бьет», «бьющего», которое относится не только к молнии, но и к военной деятельности, - сферу, неразрывно приписанную Перуну. Следует также помнить, что имя Перун типично для территорий древней Руси, потому что на нашей земле этот бог из-за польской реверберации должен называться Пьерун, подобно его атрибуту.

Стоит также взглянуть на распространенность в доиндоевропейских языках основного -per / -perk: хеттский perunaš «рок», греческий keranós «молния», латинский quercus «дуб» или албанский pernëdi «рай». Не случайно слова, построенные на этих ядрах, называют эти, казалось бы, далекие обозначения. Фигура Перуна и связанные с ним верования сочетают в себе как дуб с небом, так и скалу с громом. Это отличное доказательство того, как мифология влияет на наш язык. Более того, это также показывает, что индоевропейцы все еще имеют много общего, потому что в отдельных индоевропейских мифологиях очень много мы можем найти гремучих божеств с подобными атрибутами. Они даже: Зевс, Юпитер, Тор, Таранис или Индра.

Русинские летописи, описывающие памятники, воздвигнутые в честь Громовладного, изображают его мужем в расцвете сил, с серой головой и золотыми усами. Считалось, что он мог вызвать молнию, потряс подбородком или ударив оружием. Его оружием был молот Перуна, который должен был принести дождь и победу над врагом, болезнями и злыми духами. Как и положено богу войны, Перун также владел другими видами оружия: топором, булавой, копьем или так называемым молниеносные стрелы - окаменевшие белемниты, которые, по мнению людей до XIX века, были застывшими в камне молниями. Оружие бога обладает способностью свергать деревья, резать камни и разрушать вражеские крепости. Считалось даже, что Громовладний бросил свой булав прямо на Новогродский мост, из которого тогда был сделан княжеский скипетр.

Эти стрелы-бурундуки считались талисманами удачи: их помещали в детские колыбели, втирали коровье вымя и помещали под крышу дома, чтобы защитить его от молнии. Их также лечили от боли в глазах и использовали для лечения плохих чар. Эта уникальная обработка камня вытекает из веры в индоевропейскую мифологию, что небо - это каменный купол. Древние славяне также с особым почтением подходили к горам и холмам, лучшим доказательством чего является то, что культовые центры (так называемые истончения) для этого божества были расположены в более высоких местах, так что сам Громовержец был ближе к жертве. Археологические исследования этих мест подтверждают, что цифр, присвоенных этому божеству, было четыре и восемь.

Перуна также считают главным героем славянского мифа о столкновении Громовержеца с его главным противником - Гадюкой, который мог бы стать зооморфным воплощением самого Велеса. Этот мотив неоднократно возвращался как в фольклорных, так и в письменных источниках. Это столкновение является символом непрерывной борьбы порядка с силами хаоса и характерно не только для славянской мифологии. Александр Гийштор обратил внимание на сходство Перуна и Велеса с Митрой и Варуной, оппозиционной парой ведических божеств. Семиотика, однако, также отметил сходство этой пары с Святой Илия и Святой Николай.