С наступлением осени мы продолжаем гулять два раза в день, утром и вечером, примерно по полтора—два часа. Больше всего мои дети (Артем, 6 лет и Рома, 9 мес.) любят проводить время в парке.
Обычно дорога до парка занимает у нас около получаса, поэтому старший берёт с собой самокат, а для младшего я беру коляску или несу его в эрго-рюкзаке. Собираясь на прогулку, мы берем с собой все самое необходимое: бутылку с водой, небольшой перекус, пару игрушек на выбор детей и сменную одежду для младшего. В корзине коляски у нас всегда лежит небольшое ведерко, совок и грабли для песка.
Так как сегодня день выдался солнечным, а вчера весь день лил дождь, и прогулка была недолгой, мы решили, что было бы неплохо прогуляться в парке. Приготовив всё необходимое, мы отправились на прогулку.
Первое, что мы увидели, войдя в парк это множество больших и маленьких луж на дорожках. Восторгу Артема не было предела. Естественно, какой же ребенок не любит лужи! Сначала он просто ездил по лужам на самокате так, что из под колес разлетались брызги. А мы Ромой догоняли его (Рома учится ходить самостоятельно и удержать его в коляске практически невозможно).
Скажу сразу, что я обеими руками за свободную игру на прогулках и не люблю навязывать детям различные занятия. Чтобы направить их деятельность в какое определенное русло, я просто рассказываю, что бы сделала я. А дальше всё зависит от фантазии ребенка.
Поэтому встретив на пути огромную лужу (а старший сын был в кроссовках, а не в резиновых сапогах), я показала ему, как можно смастерить кораблики из опавших тополиных листочков. Пока Артем был занят корабликами и измерял глубину лужи палкой, найденной неподалеку, мы с Ромой взяли ведро и отправились собирать шишки и опавшие дикие ранетки.
Потом мы вспомнили, что у нас с собой есть печенье и бутерброды с сыром и решили перекусить, на травке, которая уже подсохла на солнышке. Наблюдая, как мой младший сын ползает по траве, под неодобрительные взгляды прохожих, я подумала: «Может быть, мне стоит остановить его?»
Но, с другой стороны, ведь в этом нет ничего плохого. Ребёнок занят тем, что ему действительно нужно в этот момент. Разве было бы лучше всю прогулку возить его в коляске, дав какую-нибудь пищащую или поющую игрушку? Почему я должна переживать из-за того, что думают о нас посторонние люди? Ведь обычно во время прогулки я разрешаю, делать детям то, что им действительно хочется (лишь бы это не было опасно для их жизни и жизни окружающих).
Тем временем, вдоволь наползавшись и наигравшись с разноцветными опавшими листьями, мой малыш поднялся на ножки, радостно протягивая мне руки. Посадив его в коляску, я предложила Артему собрать осенний букет из листьев и травы, рассказала ему, что такое гербарий и как его сделать. А еще мы не забыли захватить с собой, собранные шишки и ранетки для осенних поделок.
Довольные и счастливые мы решили вернуться домой.
По дороге, я думала о том, как часто мы подстраиваемся под мнение окружающих, тем самым лишая своих детей возможности радоваться жизни и развиваться так как они хотят. Нужно, чтобы дети росли, познавая мир. Я не вижу ничего плохого в том, что ребенок побегает по лужам, поползает по траве или будет прыгать в куче листьев. Это их опыт, который обязательно принесет им множество знаний, чувств и эмоций.
Автор текста и фото — Ирина Зеленецкая