В 1779 году на Франсиско де Гойю обратил внимание испанский король Карл III.
Художник был безгранично счастлив и даже писал, что "я никогда не мог желать ничего большего, [...] если б я смог только оценить ту радость, которую они показали при рассмотрении картин, и то удовлетворение, которое в тот день овладело королём..."
Спустя несколько месяцев Гойю назначили придворным художником, а 7 мая 1780 года избрали академиком королевской Академии художеств Сан-Фернандо. Действительно, большего счастья и представить себе невозможно!..
Это было хорошее время для Франсиско де Гойи. В те годы он написал множество заказных портретов, а покровительство ему оказывали знатнейшие аристократы Испании – испанский инфант дон Луис де Бурбон, а также герцоги Осуна и Альба.
В 1783 году дон Луис, сын короля Филиппа V, заказал Франсиско де Гойе портрет своей семьи.
Художник с радостью взялся за работу... Стремясь наилучшим образом передать характеры своих моделей, он поместил их в неформальную обстановку.
В центре картины мы видим покрытый сукном стол для раскладывания пасьянса и стоящую на нем свечу. За столом сидят двое: мужчина и женщина.
Это сам дон Луис и его супруга – Мария Тереза де Валабрига.
Мария Тереза одета в широкий пеньюар, а ее волосы распущены по плечам; ими занимается придворный парикмахер.
За туалетом хозяйки дома наблюдает вся семья. Здесь не только родственники, но и слуги.
Слева мы видим двух фрейлин с подносом, на котором лежит шелковый тюрбан для их госпожи. Справа с ребенком на руках – младшей дочерью дона Луиса, Марией Луисой – застыла няня.
Мужчины, по всей видимости, принадлежали к многочисленной свите дона Луиса и постоянно проживали с ним в его имении, расположенном к юго-западу от Мадрида.
Мальчик, стоящий позади дона Луиса – его единственный сын и наследник Луис Мария де Бурбон-и- Валлабрига.
Девочка рядом с ним – его старшая дочь Мария Тереза. Она с любопытством смотрит на еще чистый холст, стоящий перед художником.
Не вызывает сомнений, что в лице придворного живописца Франсиско де Гойя изобразил себя. Он вглядывается в своих моделей, изучает их, чтобы перенести наблюдения на полотно...
Картина погружена в полумрак. Обилие коричневых, бежевых и серых оттенков делают ее необыкновенно теплой, уютной... Кажется, что даже пустой холст перед Гойей излучает свой собственный свет.
Холодные же цвета – синий сюртучок мальчика, голубое платье девочки, зелёная спинка кресла, в котором сидит хозяйка дома – придают картине выразительность и даже некую музыкальность.
Перед нами интимная и в высшей степени проникновенная картина.
Спустя пять лет Франсиско де Гойя пишет ещё один групповой портрет. На этот раз заказчиком выступил герцог Осуна, покровительствовавший наукам и искусству.
Гойя с большой любовью выписал своих моделей, дона Педро де Алькантара Тельез-Хирона-и- Пачеко, девятого герцога Осуна и его супругу, дону Марию Хосефу Алонсо Пиментель-и-Борха, двенадцатую герцогиню Бенавенте, а также их четырёх детей.
Мальчик слева – старший сын дона Педро и доны Марии, Франсиско де Борха; ему предстояло стать будущим 10-ым герцогом Осуна. Рядом с ним на подушке сидит его брат, Педро де Алькантара, позднее – первый директор музея Прадо в Мадриде.
Девочка, сжимающая руку отца – Хосефа Мануэлла, будущая герцогиня де Абрантес. Наконец, та, что прильнула к матери – Хоакина, будущая маркиза Санта Круз.
В высшей степени влиятельная семья предстала перед нами на картине Франсиско де Гойи. Однако художник не делает акцента на знатности, он с любовью выписывает лица своих героев и детали их одежды.
Перед нами – прелестная супружеская пара, окруженная многочисленными и столь же прелестными детьми. Мать семейства одета в платье из нежного голубого шёлка, с причудливым корсетом и кружевным воротником; в подобные платья одеты и девочки, её дочери.
Маленькие, большеглазые, с чудесными льняными волосами, разделёнными на прямой пробор, они напоминают ангелочков.
Отец семейства, одетый в парадный мундир, производит впечатление доброго и умного человека, который дорожит своей семьёй. На это указывает и то, с какой нежностью он держит ручку дочери, слегка наклонившись в ее сторону, и то, как положил свободную руку на кресло своей жены.
Мальчики, как и их сестрички, одеты в одинаковые костюмчики, повязанные красными кушаками. Даже маленькие серые ботиночки с пряжками – и те похожи, как две капли воды.
Рядом с семейством мы видим маленькую рыжую собачку, следящую за веером в руке старшей девочки. Около нее стоит искусно сделанная маленькая каретка, которую прикатил сюда на веревочке младший мальчик.
Ни одна деталь не потерялась, ни одна не была забыта художником...
В 1800 году Франсиско де Гойя получил ещё один заказ, на этот раз от королевы. Это "Портрет семьи короля Карлоса IV".
Художник потратил почти год на создание этого полотна. Первое, что поражает нас при взгляде на него – это богатство костюмов. Детально прописанные женские платья, их материал и отделка, богато украшенные сюртуки мужчин, с висящими поверх них орденами и медалями, блестящие пряжки туфель, сверкающие сабли...
Художник подробно останавливается на каждой детали.
Однако это ещё не все. Второе, что поражает нас – это лица людей. Художник не стал льстить своим моделям. Он выписал их такими, какими они были в действительности, в результате чего получились очень реалистичные и психологически достоверные образы. Возможно, именно поэтому данный портрет оказался последней работой художника, изображающей королевскую семью.
В центре полотна мы видим короля Карлоса IV, рядом с ним стоит его жена, Мария Луиза Пармская в окружении младших детей – Марии Изабеллы Испанской и Франсиско де Паула де Бурбона.
Франсиско де Гойя ни в чем не согрешил против истины, когда писал царственных супругов.
Мягкие черты лица Карлоса IV, его рука, вяло лежащая на эфесе шпаги, соответствуют свидетельствам его современников, называвшим короля слабым, нерешительным...
Совсем иным типом лица обладает его жена, королева Мария Луиза. Маленькие глазки, тонкогубый рот говорят нам о душевной черствости и даже грубости их обладателя. По свидетельствам современников Мария Луиза славилась крутым нравом, а кроме того, имела множество любовников, одним из которых был Мануэль Годой.
Слева, в мундире голубого цвета, мы видим первого сына Карлоса IV, будущего короля Фердинанда VII.
Рядом с ним, отвергнув лицо от зрителя, стоит его будущая жена. На момент создания полотна было ещё неизвестно, кто ей станет...
За его спиной мы видим второго сына Карлоса IV, дона Карлоса Старшего. Из-за отсутствия у его брата сыновей он долгое время считал себя его наследником...
Позади, полускрытая тенью, стоит сестра короля, Мария Хосефа Кармела Испанская. Была отвергнута Людовиком XV из-за юного возраста, в результате чего всю жизнь прожила при дворе своего брата и его сёстры.
И, наконец, позади неё, в совсем уже глубокой тени, художник помещает самого себя.
По правую сторону от Карлоса IV мы видим других членов его семьи.
Сразу за королём стоит его младший брат, инфант Антонино Паскуаль. Рядом с ним, полускрытая высоким мужчиной, стоит старшая дочь короля Карлотта Хоакина.
Высокий мужчина – это зять Карлоса IV, этрурский король Людовик I. Рядом с ним – его жена (и средняя дочь Карлоса IV) Мария Луиза Испанская с новорожденным сыном Карлом Людовиком, будущим герцогом Пармским.
Удивительно светлая, картина эта, тем не менее, не вызывает радостных чувств. Перед нами находятся члены одной семьи, связанные друг с другом общностью облика и положением в обществе, однако душевно разобщенные. Никто из них не смотрит друг на друга; каждый избрал для своего взгляда особое направление...
На каждом лице мы видим разные – порой совершенно противоположные – чувства.
Младший брат Фердинанда VII, обнимающий его за талию, уже сейчас выглядит как его тень; так и кажется, что он ждёт удобного часа, чтобы узурпировать власть...
Такой же тенью стоит за королём Карлосом IV его брат Антонино Паскуаль.
Словно маска, застыло лицо его некрасивой старшей дочери...
В середине картины возвышается могучая фигура Марии Луизы...
Никого нет рядом с королевой, равного ей по росту и силе. Она полновластно царит в этом крохотном мирке, надменная и холодная...
По-настоящему доброе и светлое лицо мы видим лишь у маленькой девочки, которую обнимает Мария Луиза. Не играя никакой политической роли, она, тем не менее, была любима народом...
Франсиско де Гойя, которого многие знают по его поздним, откровенно мрачным картинам, оказался на поверку замечательным и проникновенный портретистом. Он дал своим героям настолько точные и емкие характеристики, что они кажутся актуальными и по сей день...
Изучать историю с картинами Франсиско де Гойи можно без опаски.
Они не обманут...
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Франсиско де Гойя. Душа ребенка
Франсиско де Гойя. Причуды человеческого воображения