Найти тему
Мифология и Легенды

Культ Свентовита на Рюгене и Дары этому богу

Мы знаем много о культе Свентовита на Рюгене в знаменитом храме в Арконе благодаря хроникам Гельмонда из Божово и Сакс Грамматика. В работах упомянутых летописцев в обширных отрывках описан не только храм этого бога, но и ритуалы, связанные с поклонением ему. Эти источники согласны с тем, что Свентовит был возвышен над другими божествами, которые на его лице выглядели только как полубоги. Жертвы были принесены ему из коллекций животных, военных трофеев, а также - судьбами христиан.

https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/683fd136-bbbf-43c1-83b0-69f3369967ce/d5304vh-311f471d-f7ca-45c6-9003-e4c267b06f10.jpg/v1/fill/w_900,h_675,q_75,strp/svetovid_by_fade__to__black_d5304vh-fullview.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9Njc1IiwicGF0aCI6IlwvZlwvNjgzZmQxMzYtYmJiZi00M2MxLTgzYjAtNjlmMzM2OTk2N2NlXC9kNTMwNHZoLTMxMWY0NzFkLWY3Y2EtNDVjNi05MDAzLWU0YzI2N2IwNmYxMC5qcGciLCJ3aWR0aCI6Ijw9OTAwIn1dXSwiYXVkIjpbInVybjpzZXJ2aWNlOmltYWdlLm9wZXJhdGlvbnMiXX0.VaNfLI-NeObk1yJQbQjT0O-OGx1_OhYRoI5Gq8sktMo
https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/683fd136-bbbf-43c1-83b0-69f3369967ce/d5304vh-311f471d-f7ca-45c6-9003-e4c267b06f10.jpg/v1/fill/w_900,h_675,q_75,strp/svetovid_by_fade__to__black_d5304vh-fullview.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9Njc1IiwicGF0aCI6IlwvZlwvNjgzZmQxMzYtYmJiZi00M2MxLTgzYjAtNjlmMzM2OTk2N2NlXC9kNTMwNHZoLTMxMWY0NzFkLWY3Y2EtNDVjNi05MDAzLWU0YzI2N2IwNmYxMC5qcGciLCJ3aWR0aCI6Ijw9OTAwIn1dXSwiYXVkIjpbInVybjpzZXJ2aWNlOmltYWdlLm9wZXJhdGlvbnMiXX0.VaNfLI-NeObk1yJQbQjT0O-OGx1_OhYRoI5Gq8sktMo

Этот последний тип жертвоприношения может вызвать некоторую полемику, тем более что его присутствие в летописи можно объяснить попыткой демонизировать языческие верования христианскими летописцами. Однако нельзя исключать, что это было правдой, поскольку жертвоприношения крови в языческих культах, несомненно, были гораздо более сильными. Более того, новые археологические находки, похоже, подтверждают летописные свидетельства, которые когда-то были единодушно восприняты любителями славянской мифологии как неподтвержденная басня. В рассказе Хелмонда также упоминается особый вид поклонения, преобладающий около Аркона, где все акты осквернения были особенно осуждены.

Саксонская Грамматика дотошно описывает всю Аркону: деревянный храм сложной постройки на возвышении, а также обширную площадь, окружающую его, расположенную в центре города. Однако внимание летописца в основном привлекла статуя Свентовита в храме - огромное изображение божества с четырьмя головами и четырьмя шеями, обращенными в разные стороны. Хотя это изображение было уничтожено, его можно очень хорошо воспроизвести на основе хроники.

Помимо упомянутого рога, лошади или женщины, нарисованные линиями в пепле, использовались для гадания о урожае. Требовалось, чтобы во время ежегодного праздника урожая каждый житель региона приносил хотя бы одну жертву Свентовиту. Ему была дана треть всех военных трофеев, что заставляло охранять это божественное сокровище, которое могло показаться привлекательным для любого захватчика.

Соседние народы, однако, очень часто приносили свои жертвы, рассматривая Свентовит также как своего лидера. Описывая эти обряды, Саксонская грамматика также блестяще обрисовала политическую ситуацию того времени, отметив, что священники Свентовита Аркона были особенно привилегированы по сравнению с другими балтийскими культами того же бога. Один из таких культов был, вероятно, на острове Волин, где археологи обнаружили маленькие фигурки так называемых Wolow Światowid, который, вероятно, является способом поклонения Свентовиту и дома.

Сегодня, однако, самой известной культовой скульптурой, связанной со Свентовитом, является знаменитый Святовид из Збруча, который в основном следует называть более безопасным идолом. Откуда это предостережение? Что ж, мнения исследователей об этой скульптуре сильно разделились. Идол, пойманный в окрестностях Личковице, выглядит с четырьмя лицами на каждой стороне мира, но в этом случае недостаточно отождествлять его только с характером Свентовиты.

Скульптура Збруч состоит из трех уровней: верхнего, среднего и нижнего. Верхний, вероятно, представляет божественный мир в форме четырех божественных лиц, среди которых три были выделены соответствующими атрибутами: рог (символ плодородия), кольцо (закон, клятвы) и лошадь с саблей (война). Четвертое лицо лишено атрибутов, поэтому его трудно связать с определенной функцией. Средний уровень изображает человеческий мир - две женщины и двое мужчин держатся за руки и образуют круг, а нижний - подземный мир в виде трехглавого божества, поддерживающего землю.

Анализ каждого уровня, следовательно, позволяет нам утверждать, что мы имеем здесь дело с метафорическим представлением всей космической оси: трех разных миров. Верхняя часть может на самом деле изображать Свентовиту, о чем свидетельствует тот факт, что все лица являются частью одной общей головы. Тем не менее, в наши дни также модны теории, видимые на верхних уровнях изображений четырех разных божеств: Мокош, Лада, Перун и Дадзбога. Меньше сомнений сопровождает нижний уровень, который обычно ассоциируется сегодня с Трехглавым - балтийским божеством подземного мира, вероятным отеком восточнославянских Велес.

Имеющиеся исходные материалы свидетельствуют о том, что культ Свентовита был известен только в Полабщинском и Поморском краях. Однако сейчас Свентовита обычно ассоциируется с поклонением божеству громовержца - с Перуном или Яшем. Трудно утверждать, что поморские божества так сильно отличаются от верований, зафиксированных на других славянских территориях. Тем не менее, некоторые ученые в Свентодом также видели Сварожича или Рода, в то время как другие видели отдельное племенное божество, сформированное относительно поздно и широко распространенное только на небольшой территории. Культ святых, несомненно, был самым важным для балтийских славян, но сегодня невозможно решить, как верования о нем относятся к славянским верованиям. У каждого исследователя славянской религии есть свое мнение по этому вопросу, поэтому ничто не мешает каждому из любителей славянской культуры выбрать своего любимого.