Боковские ребятишки бегали рядом с полем, наблюдая за полетами, и старались выполнять любую просьбу военлетов. Но однажды произошла катастрофа, первая авиационная катастрофа в небе над Иркутском. При заходе на посадку самолёт зацепился колёсами шасси за провода, идущие к водокачки, и перевернувшись, на полной скорости врезался в землю. И под обломками погибли лётчики Сергей и Фёдор. Весь посёлок провожал героев в последний путь. Их похоронили в ограде скита в Ново-Ленино, а на могилках установили обломки лопастей винта от разбившегося самолета. К сожалению, фамилии погибших лётчиков мы не знаем.
К 1925 боковское поле и недавно построенный дом превратились в городскую аэростанцию, на которую неоднократно приземлялись прославленные летчики тех лет М. М. Громов, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Каминский, Ляпидевский, М. М. Раскова и В. С. Гризодубова.
Иркутская аэростанция стала промежуточным звеном первой советской воздушной экспедиции под руководством ученого Отто Юльевича Шмидта, прокладывающей воздушный путь от Москвы через Монголию в Китай. Позже с этого аэродрома поднимали в небо самолёты У-2 первые аэроклубовцы.
Железнодорожный посёлок в это время живёт бурной жизнью. Строится мясокомбинат, мыловаренные завод, мелькомбинат, продолжается расширение локомотивного и вагонного депо, усиливается жилищное строительство, проводится благоустройство. В В 1922 году комсомольцы и молодёжь посёлка в неурочное время приступили к строительству клуба, который был построен в 1924 году и получил название Ленинские рабочий дворец, а также стадиона Локомотив. В эти же годы появляется станция Батарейная. Её появление неразрывно связана с появлением Транссибирской железной дороги. На месте Батарейной в 1898 году был построен разъезд, названный - Сибирским, это была обычная будка да несколько домов для железнодорожных рабочих. Толчком для развития разъезда послужила война с Японией. Царское правительство решило укреплять восток России, после чего почти на двухстах десятинах земли были построены склады военного министерства. Охраняет склады Четвёртое Батарея, в честь которой и получил название железнодорожный посёлок.
Другой населённый пункт, имеющие отношение к авиазаводу, это деревня Максимовщина, был названа по имени Ивана Максимова. После строительства авиазавода в деревне Максимовщина было создано подсобное хозяйство, которое многие годы снабжало заводчан сельхозпродуктами. В Максимовщине во время войны снимался на лето дом, а рядом устанавливались палатки для организации отдыха заводчан.
Начало пути.
Молодому государству достались от царского правительства устаревшие авиационные заводы, построенные Францией, Германией. В 1909 году Дукс, Дорнье, более современным был завод Юнкерс, построенный немецкой фирмой в Москве в 1917 году. Все они размещались в западной части страны.
Построенные в первые годы Советской власти авиационные заводы, зачастую с участием зарубежных фирм, не могли охватывать освоение и производство многих типов самолетов, разрабатывать и осваивать новые, прогрессивные технологические процессы, новое оборудование, материалы, комплектующие изделия.
Обстановка в мире потребовала создание и расширение Советской авиационной промышленности, которая смогла бы обеспечить боевыми самолетами военные части.
В январе 1921 году подписан Лениным декрет о создании комиссии, это стало началом становления советской авиации.
Комиссия, ознакомившись с рядом материалов по окрестностям города Иркутска и проведя ряд выездов на места, выбрала площадку для строительства авиазавода, находящуюся рядом с железнодорожной станции Иннокентьевской.
Был Проведён ряд работ на исследуемом участке, который слагается юрскими породами, переслаиваемыми песками, глинистыми сланцами, тонкими прослойками угля, подстилаемыми галечником. Участок возвышается над уровнем рек Ангара и Иркут до 2 метров.
Единственным недостатком может быть слабость пласта глины, могущая заставить закладывать большие фундаменты под тяжелыми сооружениями. Учитывая как положительные так и отрицательные характеристики исследованного участка, комиссия признала его вполне пригодны для строительства, о чем был составлен протокол.
Параллельно строится авторемонтный завод. Под их размещение на окраине поселка выделяются две площадки, которые разделяла заболоченная низменность, заросшая берёзами, ивняком. После дождей дороги, соединяющие стройплощадки, становились непригодными для гужевого транспорта, не говоря уже об автомобилях. Особой приметой того времени была дорога, соединяющая железную дорогу с Московским трактом. Другой приметой было кладбище и стоящий невдалеке от него костел, а также кирпичный завод.
Продолжение следует. https://zen.yandex.ru/media/id/5da4150f3642b66f6ba1effd/istoriia-stanovleniia-chast-5-5da450d692414d00b02d162b