А как же научить детей финансовой грамотности?
Вы уже поняли, что детей нужно учить финансовой грамотности, и желательно делать это как можно раньше. Но как? Каким образом взаимодействовать с ребенком? Может подать информацию в виде игры, или нужно использовать другие инструменты? Об этом мы сегодня и поговорим.
Номер один - начните с себя
Если родители не обладают основами финансовой грамотности, например, не ведут бюджет, заставить вести бюджет ребенка будет весьма и весьма сложно. Поэтому в первую очередь, вы должны начинать с себя и определить, является ваше поведение финансово грамотным? Применяете ли вы те, знания, которые хотите дать ребенку?
Если у вас есть дети, и вы хотите их научить финансовой грамотности, используйте это как мотивацию, для того, чтобы самим ею овладеть. В процессе преподавания вы усваиваете до 90 % того, чем учите, так как вам сначала нужно ознакомиться с информацией, ее структурировать, после чего системно изложить.
Тем более, когда вам нужно объяснить что-то ребенку, вам нужно сделать это настолько просто, что вы должны до самых мельчайших подробностей понимать, о чем вы говорите.
Какие инструменты использовать, в зависимости от возраста вашего ребенка?
Дошкольный возраст
Если у вас маленький ребенок, который еще не пошел в школу, то тогда мы начинаем разговор с того, что вообще такое деньги. Вы можете взять монетки, или бумажные купюры, и просто разложить их перед ребенком, чтобы показать, что это, вообще, такое.
Далее проводим обучение в рамках игры ” магазин”, в который мы все играли в детстве. С помощью этой игры вы можете показать, каким образом следует взаимодействовать деньгами. Еще очень просто объяснить, что деньги являются средством обмена следующим образом: Вы показываете на свою одежду, или на что-то такое, что минимально может заинтересовать вашего ребенка, и предлагаете обменяться с ним на его игрушку. Ребенок, разумеется, откажет, и тогда вы предложите ему взамен другую игрушку, на что он может согласиться.
Тогда вы сможете объяснять ему, что все вещи, которые нас окружают, имеют определенную стоимость, и она разная. И не всегда, например, ваша кофточка будет равна стоимости игрушки. Дальше уже можно с ребенком посмотреть, что стоит дешевле, а что стоит дороже.
Так у ребенка выработается понимание "дешевле -дороже" еще до школы.
До школы также следует объяснить ребенку и вторую функцию денег –средство накопления.
Отдавайте ребенку мелочь, которая остается у вас после покупок, чтобы он складывал ее в копилку. Так он сможет уже на что-то накопить, и потихоньку поймет функцию сбережения. Старайтесь обращать внимание на то, как ребенок копит. Получается ли у него это сделать? Какие у него возникают препятствия на пути к сбережению денежных средств? Пытается ли он их потратить раньше, чем накопит необходимую сумму?
Также ребенку необходимо объяснить, чем дольше он будет копить, тем больше будут его сбережения. Например, вы можете периодически доставать копилку и пересчитывать денежные средства для того, чтобы он понимал, что сумма увеличивается.
Вот такие две базовые игры, в которые с ребенком рекомендуется играть еще до школы.
Начальная школа
Когда ребенок идет в школу, можно начинать говорить о потребностях и нужде. Конечно же, вы можете это сделать и раньше, чтобы он, например, понимал, есть вещи, которые ему просто хочется, а есть вещи необходимые для существования: еда, одежда и т.д.
Эту информацию тоже можно преподнести в форме игры. Например, когда вы идете в магазин вместе с ребенком, он бежит к полке и что-то себе берет, вы начинаете рассуждать, так ли необходима для него эта вещь.
В этом же возрасте у ребенка могут появляться первые карманные деньги, но я не рекомендую ребенку платить за школьные отметки и денежно мотивировать на учебу любым образом, так как у него может возникнуть довольно деструктивный паттерн поведения.
Средняя школа
В этом возрасте нужно объяснить ребенку, что учеба – это не работа, а его основная инвестиция, которая может принести доход. Например, ваш ребенок хорошо владеет компьютерной грамотностью, тогда он сможет научить своего знакомого, или соседа определенным компьютерным операциям, и получить за это уже денежное, или иное вознаграждение. Нужно сформировать умение монетизировать свой навык и извлекать из него пользу для жизни.
Отсюда плавно вытекает, что в этом возрасте ребенку уже нужна своя банковская карта. Конечно, вы ее открываете отдельно на ребенка, но при этом управляете средствами только вы, потому что до 14 лет самостоятельно ребенок сделать этого не сможет. Но в любом случае, у него уже появляется возможность наблюдать за собственным счетом, а вы сможете контролировать его траты.
В этом же возрасте очень рекомендую вам помочь ребенку с его первыми заработками. Например, если летом есть возможность где-то подработать, обязательно помогите с этим ребенку.
Старшая школа
В старшей школе, ребенок уже может быть абсолютно самостоятельным, потому что с 14 лет он официально имеет право самостоятельно открывать вклады в банке.
Ну и, конечно, одним из ключевых моментов, в этом возрасте является понимание долгов. Формально кредиты можно брать только с 18 лет, но у ребенка до этого времени уже должно сформироваться понимание долгов. Понимание того, что будет, если взять в долг и не отдать.
Теперь я надеюсь, что у вас появилось больше информации о том, как научить своих детей финансовой грамотности.
Делитесь своими лайфхаками и инструментами, которые вы сами использовали:)
Спасибо, что дочитали до конца! Меня зовут Светлана Толкачева, я топ-менеджер крупного банка. Я научу вас обращаться с финансами, инвестировать, а также объясню, как работает банковская система простым языком. Подписывайтесь на мой канал, если хотите понять, куда постоянно уходят все деньги, и как этого избежать:)
Мой учебник по финансовой грамотности вы можете приобрести здесь