«Собрались как-то орнитолог, физик, фотограф, голубь и человек в баре...»
Начнём со строения птицы. По ходу эволюции птицы научились максимально сохранять энергию. Полёт — хоть и крутая вещь, но требует много сил. Мы проведём краткий обзор фишек, которые позволили птахам взмыть в небо.
- Полые кости и клюв вместо зубастых челюстей. Лёгкие кости добавляют +100500 к подъёмности.
- Двойное дыхание. А тебе слабо вдыхать, когда выдыхаешь?
- Самые прокачанные грудные мышцы. 10-25% от массы тела! Качки тихо курят в сторонке и завистливо поглядывают на голубя.
- Четырёхкамерное сердце, или мощнейший мотор. Такое в комплектации только у нас и у птиц.
- Самый развитый мозжечок позвоночного мира.
- Киль, или крепеж летательных мышц
- Перья, или «модно, тепло и уменьшает сопротивление».
Возникли непонятки с терминами? Не волнуйся, ты умный, сейчас всё поймешь.
ДВОЙНОЕ ДЫХАНИЕ: представь себя дыхательной системой птицы. Птаха вкачала в тебя кучу воздуха. Куда это всё девать? В лёгкие? Ан нет, ты — совершенная система, ты перекачаешь часть воздуха из лёгких в воздушные мешки, где он сохранится. Лёгкие сделали своё дело, птаха выдыхает. ОПА! Часть воздуха, которую умный ты оставил на потом в воздушных мешках, вновь перемещается в лёгкие. Так почему бы его не переработать? Красава! Благодаря тебе и при вдохе, и при выдохе птица получает кислород! Кроме того, ты переработал 88% поступившего тебе О2, обогнав млекопитающих на 84%, и охладил мышцы.
МОЗЖЕЧОК: это автопилот нашего организма. Он координирует и ориентирует позвоночное. Человеку он помогает шагать, бегать и делать всякие вещи, о которых ты даже не задумываешься.
КИЛЬ: знаешь человеческий скелет? Там к ребрам крепится какая-то вертикальная кость, прямо посередине. Это — грудина. У летающих животин она супер развита, чтобы помимо рёбер к ней крепились летательные мышцы. Это и называют килем.
Это, конечно, очень круто, но всё же, как существо способно передвигаться по воздуху? Во-первых, дело в крыле. Его разрез по форме напоминает вареник. Чтобы увеличить сходство, нежно шлёпнем вареником о стол и чуть продавим его плоский бок. Сторона с картошечкой будет передом крыла, сторона со швом из теста — его концом с маховыми перьями.
Подуем на сторону с картошечкой. Воздух разделится на два потока: тот, что идёт по верху вареника, назовём сметанкой, по низу — маслом. За счёт формы вареника скорость сметанки будет выше, чем скорость масла. Физика говорит: если скорость воздуха повышается, то его давление уменьшается. Это офигенно, ведь получается, что условная сметанка давит на вареник не так сильно, как масло. А это значит, что вареник поднимается верх!
Стало понятно, как удержаться на высоте. Но погодите-ка... А откуда, собстна, взять поток воздуха? А тут все зависит от массы птичьей филейной части. Можно сигануть с ветки, разбежаться и прыгнуть со скалы, и, наконец, поймать невидимые воздушные потоки, как волну.
Это, разумеется, ещё не всё. Ещё есть всевозможные хвосты, которые помогают рулить и стабилизировать полёт, и всевозможные формы крыльев, приспособленных к конкретному образу жизни.
Но я помню, как болели мои мозги, когда я искала информацию, надо позаботиться и о ваших — хватит на сегодня физики.
С вами была Книга животных.
Чтобы сделать авторов текста счастливыми, достаточно поставить палец вверх и подписаться на канал.
В комментариях можно вести оживленную дискуссию по теме.
А в нашей Группе во Вконтакте особенно весело.