Что было началом по славянам? На этот вопрос частично отвечает реконструированный миф о славянском начале мира. В начале была скука, великая и бесконечная скука, в центре которой были два могущественных бога. Но кто дал им происхождение? Кто есть начало всего, первоисточник, самые глубокие корни? Перун, Велес, Мокош - все эти божества когда-то были очень близки человеку, но исследователи религии древних славян все еще чувствовали себя неудовлетворенными, подталкивая их искать бога, который был бы выше или чья вера была бы старше - кого-то, кто мог бы стать родителем для каждого существа этого мира.
Род отлично вписывается в это место - бог, хорошо известный в восточнославянских источниках, с относительно плохо определенными функциями. Считается, однако, что вера в Род была древней и очень сильной, поскольку это выражение оставило такой сильный след на славянских языках в целом. Он настолько силен, что некоторые исследователи Рода стали считать даже главным славянским божеством, которому поклонялись до Перуна и Сварога. Сегодня трудно что-либо решить в этом случае, потому что отсутствие таких ранних источников делает невозможным проверку этой гипотезы. Несомненно, однако, Род был связан со сферой, вероятно, самой важной для славян - семьей и племенным сообществом.
Бог жезла ассоциируется с такими праславскими словами, как существительное * родъ "родословная, племя" и глагол * родити "рожать потомство, плодить, плодоносить". Эта ассоциация делает Рода лордом плодородия, а также хранителем семьи и племенного сообщества. В конце концов, эти две сферы были в очень тесных отношениях - рождение гарантировало долголетие семьи и, как результат, всего племени, которое таким образом росло. Опека над сферой плодородия означала, что некоторые в Доме видели, как славяне воплощают фаллоцентрический миф - в конце концов, обеспечение устойчивости всего человеческого рода требует чрезвычайно великой и эффективной природы.
Несмотря на эту ненадежную связь, Род сегодня чаще всего изображается как очень пожилой мужчина, обычно окруженный тремя женщинами по имени Родители. С развитием знаний о Роде он иногда ассоциировался с корнем (от прото-индоевропейского * wrad-). Может ли Род быть дедушкой, корнями всех родословных? Эта гипотеза хорошо бы сочеталась с концепцией славянской оси мунди - Древа Жизни, которая объединяет всех людей в одного общего предка «по корню». В этот момент сторонники фаллоцентрического стержня могут говорить снова, потому что, вероятно, ни одна случайно не известная часть мужского тела иногда не называется корнем.
Однако все эти соображения не имеют оснований в письменных источниках, в которых Род - просто божество, иногда упоминаемое, но не очень хорошо описанное. Вера в Роду, однако, должна была быть сильной, так как еще в 16 веке духовенство назначило палку для поклонения языческим божествам, среди которых он упоминался Род: «Вы жертвовали отвращением к Богам, молились ли вы на верховьях или почитали Рода и родителей, а Перун, Чорса и Мокосза, она ела и ела: три года поста с поклонами».
Борис Александрович Рыбаков увидел кратчайшее описание эволюции верований языческих славян, которые от поклонения бесам через Рода и родителей окончательно остановились на поклонении Перуну и другим божествам из пантеона Владимира Великого. Тем не менее, это только авторская интерпретация опытного исследователя, которая не должна восприниматься как должное, тем более что христианское духовенство не было экспертом в языческом поклонении. Поэтому трудно заподозрить св. Теолог Гжегож за столь тщательное наблюдение за миром инопланетных верований. По словам Рыбакова, этап веры в Рода и родителей продолжался до 10-го века и был связан с так называемым натуризм. Согласно этой теории, Род был создателем вселенной, богом над богами, который является наездником в облаках человеческой жизни.
Однако Рода следует рассматривать прежде всего как персонифицированную идею семейных отношений, символ духовной преемственности. Анджей Шийевский имел обыкновение приписывать решение о ходе человеческой жизни семье, так называемой Славянская доли. Об этом свидетельствуют его адъютанты, в чьем поклонении отражена древняя идея персонифицированной человеческой судьбы. Их называют «родителями» родителей или четками, а также «предлагая» суженикам и «определяющим» тегам. Чаще всего их представляли как трех женщин, стоящих возле колыбели. Именно в колыбели, согласно древним славянам, боги объявляли ход жизни человека: они провозглашали его будущее или даже точно определяли его судьбу.
Как видите, в научной литературе Рода ассоциировалась со многими важными сферами человеческой жизни, такими как семья и плодородие. Возможно, это даже определило ход жизни каждого человека. Вера в него, должно быть, была очень сильной, поскольку они поклонялись ему еще в 16 веке. Сегодня никто не сомневается, что в принципе семейные узы очень важны для всех славянских народов. Следовательно, все указывает на то, что в нашей привязанности к семье и общине все еще отражаются отголоски древнего языческого поклонения.