Найти тему
ЦДУ ТЭК

Сказано — сделано (в Китае)

Оглавление

Газ признан глобальной альтернативой автобензину (авто бензин) и дизельному топливу. Количество автомобилей на природном газе в мире, по данным аналитического агентства Natural Gas Vehicle Global, по состоянию на апрель 2019 года составляет 27, 4 млн единиц. Прогнозируется, что к 2024 году их количество превысит 30 млн единиц. Мировым лидером по числу автомобилей на природном газе является Китай. В Европе пальма первенства принадлежит Италии.

Развитие транспорта на природном газе началось в Китае относительно недавно — в конце девяностых годов прошлого века. Однако уже через 10 лет парк газовых автомобилей превысил 1 млн ед., а в настоящее время, по данным NGV Global, на территории страны насчитывается 6,8 млн автомобилей, работающих на метане, что составляет 4% от общего автопарка. По этому показателю КНР занимает первое место в мире.

И здесь лидирует Китай

Эксплуатация первых автомобилей на компримированном природном газе (КПГ) началась в Пекине в 1999 году и в 2001 году китайская столица стала мировым лидером по числу автобусов, работающих на КПГ.

Экологические аспекты — прежде всего состояние воздуха, являются одними из целевых показателей для оценки деятельности местных властей. Считается, что перевод муниципального транспорта и таксомоторного парка на альтернативные виды топлива — наиболее эффективный способ по улучшению экологической ситуации. Использование КПГ рассматривается в качестве одного из наименее затратных путей к достижению этой цели.

Среди основных мер государственной поддержки развития транспорта на природном газе можно отметить предоставление субсидий автовладельцам на переоборудование автомобиля для метана, а также бесплатный проезд по ряду платных дорог.

Наибольшее распространение газомоторное топливо получило в провинциях с хорошей ресурсной базой Шаньдун и Сычуань, в то время как в прибрежных районах иногда возникает дефицит газа в пиковые периоды. Численность населения Шаньдуна на начало 2019 года составляла 100,4 млн человек. Это одна из самых густонаселенных провинций Китая.

Планы правительства направлены на развитие сектора. К концу тринадцатой пятилетки — в 2020 году, численность автопарка на природном газе должна составить 10,5 млн ед., из которых на долю Шаньдун придётся 1 миллион. Число газозаправок вырастет до 12,5 тыс. с нынешних 8,4 тысячи.

Равнение на Италию

С одной стороны, Китай является лидером по числу автомобилей на природном газе, с другой — его доля в парке невелика. Она, по данным NGV Global, составляет 4%. Гораздо более активно, по соотношению с бензином в масштабах страны, газ используют Иран — 32%, Боливия — 21%, Пакистан — 14%, Бангладеш — 11%, Аргентина — 9%.

В Европе лидером по производству автомобилей на природном газе является Италия. Здесь эксплуатируется 1,13 млн автомобилей на метане, что составляет 2% от автопарка страны. Для сравнения, в среднем в странах Евросоюза машины на газомоторном топливе составляют 0,3% от общего автопарка.

В течение многих лет сеть заправок природным газом в Италии последовательно увеличивается на одну новую станцию в неделю (на конец марта 2019 года, по данным Ernst&Young, в стране насчитывалось 1,3 тыс. ед.).

Развитие транспорта на природном газе в Италии началось в восьмидесятых годах прошлого века, в период первых нефтяных шоков, когда возникла необходимость диверсифицировать структуру потребления топлива, следствием которой стала активная фаза переоборудования автомобилей для использования метана с дополнительным фактором поддержки в виде хорошо развитой сети АЗС.

Процесс обновления и развития сети СПГ начался в 1992 году, когда в стране насчитывалось 150 газовых заправок, расположенных главным образом в центральных и северо-восточных районах страны. Сейчас они построены во всех регионах.

Всё делается для того, чтобы потребитель выбрал газ

В 2012 году правительство Италии приняло ряд законов, содержащих преференции для АЗС, работающих на природном газе. В частности, были смягчены требования к расположению и производственному оборудованию АЗС, а также повышены нормы бесплатного провоза грузов для автомобилей большой грузоподъемности, использующих метан. Свою роль в поддержке развития КПГ играет и налогообложение в части дифференциации ставок акцизов.

В период с 2014 года по 2017 год продажи итальянских газомоторных автомобилей снизились в значительной степени из‑за отсутствия новых моделей автомобилей со стороны основного производителя — концерна Fiat. В этот период сеть заправок продолжала расти.

Изменения произошли в 2018 году, когда группа VW-Audi-Seat-Skoda представила более широкий модельный ряд автомобилей. На это повлияло растущее понимание экологических выгод, полученных от потребления природного газа. Заказы на новые легковые газомоторные автомобили в первой половине 2018 года были настолько высоки, что временно остановились продажи на модель Golf. В 2019 году спрос не ослабевает.

Продолжение на сайте «ЦДУ ТЭК»