Найти тему
But Cinema First

“Джокер” вне комикса: бунт маленького человека

После выхода “Джокера” в широкий прокат в интернете разгорелись страсти и споры о качестве фильма, переосмыслении персонажа и лицемерии режиссера. Мы немного напишем о личном восприятии картины.

За что я люблю Джокера? Он гениален в своих выходках и экспериментах, умный, циничный. Скептик, разочаровавшийся в человечестве. Главное достоинство Джокера — бесстрашие. Он не боится никого и ничего (исключением может быть разве что скука).

Описанный выше характер принадлежит персонажу фильма “Тёмный рыцарь” Кристофера Нолана, блестяще сыгранному Хитом Леджером. Режиссер не раскрыл зрителям, что прячется за коронной фразой Джокера “Чего ты такой серьезный?”: каждый раз злодей придумывал новую байку о природе своего увечья. Режиссер Тодд Филлипс предлагает нам свою версию рождения персонажа-трикстера, отличного от Джокера, описанного выше.

Готэм-Сити 1981 года страдает от мусорных страйков: правительство отмалчивается, бедняки тянут лямку, питаясь лапшой ток-шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). В воздухе витает ощущение нарастающего безумия, перекочевавшего из "Таксиста" Мартина Скорсезе. В этом нездоровом обществе существует некто Артур Флек — немолодой изможденный клоун-аниматор по вызову, который танцует с рекламной вывеской на улице либо веселит пациентов в больницах. “Хэппи” (“Счастливый” — так зовет Артура его немощная мать Пенни (Френсис Конрой)) мечтает стать стендап-комиком. Для этого всего лишь надо быть смешным, но Артур совсем не хэппи, он вызывает лишь жалость.

Сложно улыбаться, когда твоя жизнь не сахар. Артур страдает от неконтролируемого смеха, похожего на истеричный плач или вой животного. Он вынужден объяснять свой смех специальной табличкой “Простите мой смех, у меня заболевание”. Фрик-невидимка — легкая жертва даже для уличных мальчишек. Тем не менее, получив пистолет для собственной защиты, он больше не дает себя в обиду. В связке с многолетней депрессией помешательство Флека перерастает в открытую агрессию, замешанную на классовом неравенстве.

Джокер Феникса рожден из страдания, боли и угнетения, это персонаж “Униженных и оскорбленных”. Спятивший неудачник, в жизни которого не было ничего хорошего, он стал лицом (или все же маской?) таких же невидимок, чье терпение иссякло. У меня нет претензий к Хоакину Фениксу — он феноменальный актер, который снова показал первоклассную игру и мастерство перевоплощения. Вот только этого Джокера я принять не могу, попросту исходя из характера персонажа комиксов.

Тодд Филлипс хотя и вышел за рамки Вселенной DC, все же оставил притязания на привязку к комиксам. Зачем? Громкое и многими любимое имя “Джокер” обеспечило картине прокатный успех, хотя по сути, это фильм о другом герое, Артуре Флеке, чье имя не собрало бы и половины кассы.

Экологическая повестка вписывается в контекст как нельзя кстати, а вот протест угнетенных против жирующей элиты выглядит наивно и как-то по-детски: ненароком вспоминаются и "Восстание масс", и "V - значит Вендетта". Этот протест — словно декорация из чужого спектакля: выглядит красиво, но совсем не к месту, и что хотел сказать своим выпадом автор — непонятно.

На совести режиссера остались открытыми по крайней мере два важных вопроса. Является ли Артур сыном Тома Уэйна и братом Брюса? А может вся картина — лишь плод воображения бедняги Артура, заточенного в психушку? Сам Филлипс отвечать на эти вопросы не намерен.

Кроме недоумевания от открытых вопросов лента оставляет гнетущее послевкусие, чего нет после просмотра уже упомянутого "Таксиста". Тем не менее картина достойна просмотра благодаря Хоакину Фениксу.

#joker #joaquinphoenix #dc #toddphillips #джокер #хоакинфеникс #чтопосмотретьвкино #кино