Burstyn-Motorgeschütz.
Страна Австро-Венгерская империя
Производитель -
Годы проекта 1911-1912
Кол-во построенных проект
Экипаж 3
Вооружение 1х37-мм скорострельная пушка + 2хпулемета
Бронирование 4-8 мм
Сухая масса, 7 тн
Размер: 3500х1900х1900 мм без рычагов
Двигатель: ДВС
Мощность, 50-70 л.с.
В рамках описания развития бронетанковой техники хотелось бы избежать всевозможных проектов, прожектов и планов, которые во множестве рождались в головах военных, инженеров, коммерсантов и просто неуёмных доброжелателей. Но проект Оберлейтенанта Австрийской Армии Гюнтера Бурштина (Gunther Burstyn) стоит особняком. И хотя он реализован не был, это был первый реальный проект, который не только можно было построить, но и применять на поле боя.
В Венском военном музее ( Heeresgeschichtlichen Museum ) находится отличная экспозиция посвященная Великой Войне. Среди прочих пушек и пулеметов уделено внимание и небольшому макету поля боя с танком, героически преодолевающем окопы.
Это макет танка Оберлейтенанта Бурштина. В 2011 году в Австрии отметили 100-летие проекта выставкой и изготовлением макета в натуральную величину. Теперь этот макет открывает экспозицию Panzerhalle, павильона музея в котором собрана редкая и экспериментальная техника. Внешне макет танка Бурштына похож на мини-Тигр времен Второй мировой. В отличи от монстров в броне, движущихся линкоров и крепостей, рождавшихся на чертежах в Англии, Франции и России, танк австрийского офицера был небольшим, примерно в размер культового FT17.
В 1911 году Гюнтер Бурштин предположил, что война будет позиционной и войскам придется преодолевать бездорожье, окопы и рвы. Главной "изюминкой" проекта была система "рычагов", обеспечивающая переезд препятствий. Именно на эту систему офицер и получил в 1911 году австрийский патент, а в 1912 - немецкий. Гусеничный ход, поворачивающаяся башня рассматривались как само собой разумеющееся. Из-за заднего отсека башня не была полностью поворачивающейся. Двигатель и место механика располагалось сзади за башней, видимо предполагалось, что управлять будет командир в башне.
Система выдвигающихся рычагов, управлялась с места механика с помощью тяг, которые обеспечивали и передачу усилия на корпус танка.
Бурштин отправил модель танка и сопроводительное письмо в Военное ведомство, но там то ли не захотели, то ли не поняли его предложения, и переадресовали письмо в Транспортный отдел ведомства, который, вот тут то точно был прав, не увидел в танке ничего транспортного и отказал в инвестициях. С технической точки зрения выдвижные салазки не выдержали бы веса машины и сломались при преодолении первого же препятствия. В итоге, построив первый в мире Бронеавтомобиль нормальной компоновки в 1905 - Austro-Daimler Panzerautomobil и первый проект танка в 1911, Австро-Венгерская империя вошла в мировую войну вообще без бронемашин.