Найти в Дзене
ЦДУ ТЭК

Потребитель «голосует рублём»

Оглавление

Разговоры о перспективности газомоторного топлива в России ведутся десятилетиями. Предпосылки для развития имеются — это и обширные запасы природного газа, и его низкая стоимость, и внушительная сеть газопроводов транспортировки газа. Но на поверхности оказались и серьезные проблемы, тормозящие развитие многообещающего направления.

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на пути внедрения газомоторной техники, участники рынка выделяют несколько основных. Во-первых, стереотип о том, что использование газобалонного оборудования на автотранспорте является настолько небезопасным, что может привести к взрыву автомобиля. Отсюда вторая проблема, связанная с тем, что у нас не создано соответствующее информационное поле, рассказывающее водителям о преимуществах именно этого вида моторного топлива, как более дешёвого, более экологичного и, конечно же, безопасного. Сегодня в нашей стране никто не ведёт работу, связанную с разъяснением населению преимуществ такого топлива и, тем более, не помогает в выборе газового оборудования.

Главной проблемой отрасли является недостаточное количество газовых заправок (АГС). В России, по данным комитета Госдумы по энергетике, имеется 380 АГС. В этой связи газ в качестве моторного топлива сегодня можно использовать только на постоянных маршрутах.

Для обеспечения рынка газом помимо производства транспорта и строительства АГС, по мнению экспертов, необходимо также переоборудовать и уже имеющуюся устаревшую технику.

К этому можно добавить еще одну проблему: субсидирование закупок работающей на газе техники урезано. Тем не менее, согласно предварительному прогнозу Automotive Market Research, если правительство продолжит стимулировать спрос на технику, а также будет развиваться строительство новых газовых заправок, то к 2023 году парк газомоторной техники может вырасти по автобусам на 1%, по легковым машинам — на 0,7%, по грузовикам — на 0,2%.

Месяцы на регистрацию

Вопросы, связанные с перерегистрацией автотранспорта, в силу их недоработанности, значительно затрудняют процесс перехода на газомоторное топливо. В ГИБДД есть отдел технадзора, который занимается проверкой транспорта на соответствие предписанных законом условиям эксплуатации. Специалисты следят за регулярными осмотрами машин. Планировалось сократить временные затраты на легализацию переоборудования до одной недели. Сегодня процесс по факту занимает несколько месяцев. Эти планы не были реализованы, и все осталось по‑прежнему.

В настоящее время автомобилист, установивший газобалонное оборудование на свою машину, обязан предоставить 10 различных документов и уплатить взнос до 20 тыс. рублей. Ожидание согласования составляет 20 дней. После этого нужно снова предоставить автомобиль на техосмотр и зарегистрировать внесенные изменения в ГИБДД.

Согласно требованиям госинспекции, необходимо делать предварительную техническую экспертизу каждого автомобиля на возможность установки газобалонного оборудования, а после переоборудования производить испытания на соответствие безопасности транспортного средства техническому регламенту в аккредитованной испытательной лаборатории.

На всю Россию насчитывается 20 таких организаций. В этой связи возникает вопрос, в какую испытательную лабораторию нужно направиться, например, жителю Ханты-Мансийска, если ближайшая — находится только в Екатеринбурге? Расстояние между этими городами составляет 1,1 тыс. километров.

Новая трактовка техрегламента

Перевод транспорта на газ необходимо регистрировать, но сегодня это представляет собой довольно сложный бюрократический процесс, поэтому в него, по данным компании «Мир газа», вовлечены лишь 10% от общего числа тех водителей, которые установили специальное оборудование. В России ежемесячно более 30 тыс. автомобилей переводится на газомоторное топливо, поэтому реальная статистика отличается от данных ГИБДД в 20 раз.

Сегодня, по мнению участников рынка, невозможно адекватно оценивать существующее положение дел и, тем более, реализовывать какие‑либо государственные программы поддержки без внесения корректив в процедуру перерегистрации документов на автомобиль, переоборудованный для использования газомоторного топлива.

В компании «Мир газа» считают, что изменить существующую ситуацию можно. Нужно, чтобы автовладельцу достаточно было посетить технический центр по переоборудованию машин и, получив необходимые документы, затем следовать в ГИБДД. Аккредитованные испытательные лаборатории из этой цепочки исключаются, так как устанавливаемое газобалонное оборудование уже имеет все необходимые сертификаты соответствия.

Госинспекция, в свою очередь, должна принимать документы во всех своих отделениях, а не только в отделениях технадзора. Цель — сократить по времени бюрократический процесс.

От Калининграда до Владивостока

Физические и юридические лица, которые начали использовать вместо авто бензина газовое топливо, продолжают и дальше переводить на него машины, отмечают эксперты Союза предприятий газомоторной отрасли.

Если госструктуры можно заставить купить такой транспорт, то с частными потребителями этого не получится. Автовладельцы, как говорится, «голосуют рублём». Если стоимость газового автомобиля и сумма его содержания будет ниже стоимости бензинового транспорта, то тогда может и произойти массовый переход на газомоторное топливо. Но для этого необходимо упростить процедуру перерегистрации переоборудованных автомобилей и выполнить обязательное условие — активно развивать инфраструктуру.

Здесь нужно понимать, что водители и коммерческого, и частного транспорта, совершающие поездки на дальние расстояния, должны иметь возможность заправиться на территории всей России — от Калининграда до Владивостока.

Продолжение на сайте «ЦДУ ТЭК»