часть 2
Я вспомнил Джеймса Лири, вспомнившего урок с мистером Хааком в 2002 году, в самом конце его 35-летней карьеры в колледже Купер Юнион в Нью-Йорке, когда он находился в клинике. Господин Лири и еще один ученик мистера Хаака. Сэт Кэмерон помог создать влиятельную команду под названием "Фонд высокого качества Брюса", которая вместе с г-ном Хааком, обратилась к миру искусства и лицемерия. Г-н Кэмерон вспомнил, что его особенно впечатлила решимость учителя. Держите его в центре внимания искусства, пока не появится отказ в печати. Пара помнит, как удивлялась тому, что политика мистера Хаака в значительной степени отсутствует в его реальных разговорах и учении.
"Мне неудобно, когда они видят, как я бегу со сжатым кулаком", - объяснил мистер Хак.
В Новом музее не все экспонаты будут иметь четкий политический характер. План будет посвящен работам 1960-х годов, посвященным изучению физических и природных систем и антропогенному воздействию на них - простым и понятным работам, которые среди поклонников мистера Хаака равносильны первым фильмам о Вуди Аллен. Статья 1966 года позволяет нам наблюдать рост и усадку ледяной штанги в зависимости от влажности, которая в галереи. В 1972 году, когда немецкие канализационные воды стекали в реку, г-н Хааке установил насосы и фильтры для очистки небольшого объема воды. Г-н Джони отметил, что сегодня, когда мы сталкиваемся с системными угрозами для нашей планеты, эти первоначальные работы кажутся проницательными.
Г-н Хаак впервые выразил свою приверженность к изучению социальных систем в своей речи 1968 года, когда он оказался в трудном положении после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего. В связи с этим, по его словам, художники могут только признать, "насколько неуместны их усилия сделать общество более человечным". И с тех пор он взял на себя ответственность за общество.
Политическое сознание мистера Хааке имеет глубокие корни. Он родился в 1936 году в Кельне, сын своего отца, который потерял работу из-за отказа вступить в НСДАП и провел свое детство на фоне ужасов Второй мировой войны. Для художественной школы он выбрал одно из немногих западно-германских учреждений, которые по-прежнему придерживаются идеалов Баухауза, и художники "очень активно вовлечены в общество, в котором работают", сказал он. Школа находилась в Касселе, в городе, которого бомбили. В 1961 году г-н Хаак приехал в США на стипендию Фулбрайта и поселился в Нью-Йорке четыре года спустя.
После рассмотрения исследований Гуггенхайма, Хааке часто уходит от болезней музеев к политике внутри них. "Нравится это художникам или нет, произведения искусства всегда являются идеологическими символами, даже если они не обслуживают клиентов по имени", - сказал однажды Хаакке.
На выставке 1975 года в Новом музее Дэвид Рокфеллер, бывший администратор Музея современного искусства, процитировал, как участие компании в культурной жизни может обеспечить "широкую гласность и лучший общественный имидж и лучший корпоративный имидж".
В статье 1985 года рассматривается связь между продажей топлива Mobil Oil силам апартеида и поддержкой африканского искусства в Метрополитен-музее искусств. Он сочетает в себе заявление Mobil, которое поддерживает эти продажи, и заявление музея о том, как спонсорство может дать "творческий и экономически эффективный ответ на конкретную маркетинговую задачу". Эта работа сделала Хаака крестным отцом институционального критического движения.
"Он оказал на меня большое влияние и вдохновение", - сказала г-жа Фрейзер, директор департамента искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и выразила самую красноречивую критику этого института.
Этим летом в Музее американского искусства Уитни, было трудно не почувствовать эхо мистера Хаака, когда художники протестовали против связи члена правления с компанией слезоточивого газа.
Но его собственная работа - это все же искусство, а не активизм.
«Конечно, я не верю, что художники действительно обладают значительной силой», - сказал он однажды. «В лучшем случае вы можете привлечь внимание».
Это сближает Хаака со многими великими художниками западной традиции. Амброджо Лоренцетти, средневековый художник, "сфокусированный" на зле плохого правительства. Караваджо показал нам палачей, Гойя производил болезненные впечатления от зла войны - и никто из них никогда не думал, что это зло закончится, когда они откроют его.
Мистер Хэк признал, что - "Я слишком стар - мне 83 года", - сказал он, добавив: "То, что я читаю каждый день, очень расстраивает".
Но он также намекнул (снова эта хитрая улыбка), что контрольный список для шоу Хаака никогда не будет окончательным.