Текст: Ольга Дмитриева
Мы запомним Джо Дассена навеки сорокалетним, блистательным красавцем с бархатным голосом, который поет так, что мурашки по коже… Его песни, как и он сам, не стареют. И в этом главный феномен Дассена: каждое новое поколение открывает его для себя. Вот и моя дочь, услышав «Люксембургский сад», добавила его в свой плей-лист…
Между Европой и Америкой
Джозеф Дассен родился в Нью-Йорке в семье Жюля Дассена, в будущем – известного кинорежиссера, и Беатрис Лонер-Дассен, скрипачки. Интересно, что дед Дассена по отцовской линии, Самюэль Дассин, был выходцем из Одессы. У Джо было две младшие сестры: Рики, которая впоследствии прославится как поэт-песенник и напишет стихи для многих песен брата, и Жюли, которая станет актрисой. Джо очень любил сестер и по-настоящему заботился о них с самого раннего детства.
Из Нью-Йорка семья переезжает в Лос-Анжелес, отец семейства начинает карьеру кинематографиста. Но вот наступает 1949 год, дан старт «охоте на ведьм», и Жюль Дассен становится изгоем. Семья едет в Европу, во Францию. В 1950 году Джо покидает родительский дом: он начинает учебу в элитном колледже Institut Le Rosey в Швейцарии. В этом учебном заведении учатся дети самых богатых европейских буржуа, роскошь сопутствует им по жизни. Дассен-подросток также быстро привыкает к атрибутам luxury. Потом эта привычка потребует высокой платы: огромного наследства, как у однокашников, у Джо не будет, а дорогие дома, роскошные отели, яхты, автомобили будут оплачены неимоверным трудом, подрывающим здоровье.
Но пока все хорошо: Джо успешно сдает экзамены, бегло говорит на трех языках, увлекается горными лыжами и плаванием. Единственное, что омрачает его жизнь – расставание родителей. Он решает уехать в Америку, возможно, с тем, чтобы не видеть отца в обществе новой пассии. Поступает на медицинский факультет Мичиганского университета. Потом увлекается этнологией и магистратуру уже заканчивает как этнолог.
В это время Джо впервые пробует себя в музыке. Все сходят с ума по Элвису Пресли, но Джо вместе с другом Аленом Жиро начинают исполнять песни Аллена Брассенса. Это песни-монологи, написанные на стихи великих поэтов Франции: Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго, Луи Арагона, Антуана Поля. Концерты пока не приносят сборов, но первый успех есть: Джо пишет песню-новеллу Wade in Water, которая получает 2-ю премию на национальном конкурсе.
Одновременно с этой маленькой победой прозвенел первый тревожный звоночек: на врачебной призывной комиссии выяснилось, что у Джо шумы в сердце. В армию его не взяли, при этом парень не придал никакого значения озвученному диагнозу.
В 1958 году отец Джо становится по-настоящему знаменитым, сразу несколько его фильмов имеют успех у зрителя. И Жюль находит для Джо работу в своих кинопроектах: сын знаменитого отца пишет песни к фильму «Закон» с участием Джины Лоллобриджиды.
В 1959 году выходит первый диск Дассена – успешным он не стал. Джо не опускает рук: работает над голосом, совершенствует игру на гитаре. Он возвращается в Европу, работает ведущим программ на RTL, пишет статьи для Playboy.
В 1963 году Джо знакомится с Мариз Массьера. Молодые люди так увлечены друг другом, что практически сразу начинают думать о помолвке. Они сняли трехкомнатную квартиру в Сен-Жермен-де-Пре. Джо чувствует себя ответственным уже за двоих и работает очень много: пишет стихи и статьи, дублирует фильмы.
Путь к успеху
Мариз по случаю записывает пластинку с песней Джо к его 26-летию. Она приносит эту пластику в крупную компанию грамзаписи CBS, и исполнение Дассена произвело там впечатление. Джо начал работать с оркестром Освальда д’Андреа и записывает четыре песни для пластинки-сорокопятки. Диск почти не продается: радио не приняло песен Джо. Лишь третья пластинка приносит Джо успех. После этого он знакомится с Жаком Пле, который становится другом Джо и его продюсером на всю жизнь.
18 января 1966 года Джо и Мариз женятся. Джо не очень этому рад, семейная жизнь его не вдохновляет, впрочем, потом Дассен меняет свое мнение.
Лето 1966 года было радостным для Джо: Ca m’avance a quoi попадает в хит-парады. Он выпускает еще одну сорокопятку, а потом и долгоиграющий диск.
А в январе 1967-го впервые проходит музыкальный форум MIDEM. Это крупнейшая музыкальная ярмарка во Франции, она включает демонстрации технологических новинок звукозаписи, заключение контрактов с музыкантами, в рамках форума проходят фестивали. Джо провел одну из презентаций на двух языках, и пресса обратила внимание на красивого молодого человека, быстро сделав из него знаменитость. Не все журналисты упомянули, что этот парень еще и поет.
Но вскоре он прославился и как певец. Безделица, как назвал эту песню Джо, напев ее Жаку Пле: Taka ta taka ta, voilà les Dalton… И Жак понял: вот он, долгожданный хит!
Весной и летом 1968 года песни Джо звучат на всех радиостанциях. 10 ноября по радио звучит песня Le petit pain au chocolat. Дассена благодарят французские пекари: шоколадные булочки теперь раскупаются в огромных масштабах! В ноябре же его песня Ma bonne etoile впервые заняла первую строчку хит-парадов.
Джо много выступает, проводит гастрольное турне по Канаде. Он работает очень напряженно: одна запись сменяет другую. В это время публика отдает должное двум его блестящим работам: Les Champs-Elysées и Le Chemin de papa. Снова концерты, съемки на телевидении, записи на радио…
1 апреля 1969 года у певца случается первый инфаркт. Месяц он приходит в себя и, лишь только ему становится чуть лучше, тут же отчаянно начинает работать. Его «Елисейские поля» покоряют не только Францию, но и соседние страны: в Нидерландах эта композиция попадает в хит-парады и держится в чартах более полугода. А в СССР Джо в это время по популярности опережает The Beatles.
22 октября 1969 года Джо Дассен с триумфом выступает в знаменитой «Олимпии» и спустя пару дней после концерта получает подарок – поздравительную телеграмму от Жоржа Брассенса, с песен которого когда-то началась карьера Джо. Потом он скажет, что о большей награде не мог и мечтать!
Снова начинаются изнурительные гастроли, но, опять почувствовав себя нехорошо, Джо решает не записывать диск к новогодним праздникам, как делает это обычно, а уезжает с Мариз на Барбадос.
В 1970-м – долгие и нелегкие гастроли в Африке, в жарком климате. Летние новые песни не становятся популярными. Ни одна песня 1970 года не попадает в хиты. Период невезения и поиска удачных композиций длится аж до 1973 года, пока публике не представляют Salut les amoureux и Le moustique – это настоящий успех! Кажется, год обещает быть счастливым: Мариз ждет ребенка. Джо и Мариз решают строить дом за городом, а пока арендуют особняк в пригороде Парижа: будущей маме нужен свежий воздух.
Осенью у Мариз наступают преждевременные роды, а через пять дней их сын Джошуа умирает. Невозможно передать горе родителей, у 35-летнего Джо начинается тяжелая депрессия. Но уже через несколько месяцев Джо находит в себе силы вернуться к работе: от тяжелых мыслей его спасает только изнурительный труд.
В конце 1974 года Джо выпускает очень удачный диск. В него входят такие хиты, как Vade Retro и Si Tu T’appelles Melancolie. Успех возвращает Дассену веру в себя.
Диско, новая любовь и новые проблемы
В начале 1975 года на очередной ярмарке MIDEM проходит презентация нового стиля – диско. Жак Пле, понимая, что этот стиль подходит Джо, упорно начинает искать новую песню. Песня L’été indien довольно необычна: в начале Джо наговаривает слова на фоне тихо звучащей мелодии, а потом под усиливающиеся звуки музыки начинал петь. Этот хит держится на вершине французских хит-парадов 11 недель. В 1975 году выходит и «Золотой альбом» с песнями Дассена. А потом певец записывает новый диск, состоящий из одних хитов: Et si tu n’existais pas, Salut, Ça va pas changer le monde, Il faut naître à Monaco.
Чувства Джо и Мариз сменяются охлаждением, и вскоре певец встречает новую любовь – Кристин Дельво. В 1978 году они женятся. Кристин дарит Джо двоих сыновей: Джонатона (1978 г.) и Жюля (1980 г.). После рождения долгожданного первенца Джо находится просто на седьмом небе. А вот к моменту рождения Жюля отношения супругов фактически сходят на нет. Жизнь с Кристин несчастливая: бесконечные скандалы ревнивицы, требования все больших и больших денег, наркотики и алкоголь, которыми безудержно увлечется она – все это выматывает Джо не меньше, чем выступления и постоянные записи.
В 1979 году Дассен приезжает в Москву на открытие гостиницы «Космос». В СССР он фантастически популярен. На его концерты не купить билеты. Восторженный прием советской публики окрыляет Джо, а его появление в Москве меняет мужскую моду столичной элиты: белые костюмы – теперь атрибут стиля, прежде мало кто осмеливался их носить…
…На концерте в Каннах 18 июля 1980 года Дасену становится плохо. Публика в тревоге затихает, Дассен уходит за кулисы, где ему делают укол. Дассен вновь выходит на сцену со словами: «Люди пришли слушать меня. Я должен петь». Пораженная публика устраивает овацию, но Джо, даже не дослушав аплодисментов, теряет сознание.
После нового инфаркта певец летит на отдых на Таити. С ним новая подруга Натали. 20 августа ему вновь становится плохо. Приехавшие по вызову врачи уже ничем не могут помочь…
Жизнь после смерти
Его песни еще долго занимают первые места в хит-парадах. Почти все 1990-е диски Дассена держат лидерство по спросу покупателей. И спустя 30 лет после смерти песни Джо популярны у любителей музыки и периодически встречаются в плей-листах радиостанций. Он не был просто певцом – он стал частью жизни каждого, кто его любил и любит. А любят его миллионы.
Больше интересных статей на сайте http://filosofiaotdyha.ru