1. Лидия Чарская "Княжна Джаваха"
"Я грузинка. Мое имя Нина - княжна Нина Джаваха-оглы-Джамата. Род
князей Джамата - славный род; он известен всему Кавказу, от Риона и Куры до Каспийского моря и Дагестанских гор.
Я родилась в Гори, чудном, улыбающемся Гори, одном из самых живописных и прелестных уголков Кавказа, на берегах изумрудной реки Куры.
Гори лежит в самом сердце Грузии, в прелестной долине, нарядный и пленительный со своими развесистыми чинарами, вековыми липами, мохнатыми каштанами и розовыми кустами, наполняющими воздух пряным, одуряющим запахом красных и белых цветов. А кругом Гори - развалины башен и крепостей, армянские и грузинские кладбища, дополняющие картину, отдающую чудесным и таинственным преданием старины..."
Отважной княжной невозможно не восхищаться, так и хочется оказаться рядом с ней и поучаствовать во всех проказах девочки. Нина - прекрасный пример для подражания. Она честная и очень добрая девочка, замечательная подруга, наставник и дочь.
Действие истории разворачивается как в солнечной Грузии, так и в дождливом Петербурге. Такой контраст позволяет лучше понять переживания героини и правильно оценить ее поступки. Книга о юной Нине Джаваха и ее друзьях увлекает с первой строчки и не отпускает до конца.
2. Йоханна Спири "Волшебная долина"
"От живописно расположенного старинного городка Майенфельд тропа бежит через зеленую лесистую равнину к подножию гор, что сурово и величественно смотрят вниз, на долину. Затем тропа круто забирает вверх, и вот уже вскоре на вас веет ароматами вересковой пустоши и горных трав, ибо тропа ведет в Альпы.
По узкой горной тропе солнечным июньским утром шла высокая крепкая девушка и держала за руку ребенка, девочку, чьи щеки так пылали, что румянец проступал даже сквозь дотемна загорелую кожу. Да и неудивительно, поскольку девочка, несмотря на жаркое летнее солнце, была так тепло укутана, словно ей предстояло идти по невесть какому холоду. Девочке было от силы лет пять, однако за всеми одежками разглядеть ее не было возможности. На нее надели два, а то и три платья, одно поверх другого, а сверху еще повязали большим платком. Обута она была в тяжелые горные ботинки на гвоздях".
Главную героиню книги зовут Адельхайда, а коротко - Хайди. Волей случая она попадает в дом своего дедушки, находящийся на склоне альпийских гор, но суровый старик внучке не особо рад.
В целом, история Хайди это история о дружбе, любви и потрясающей альпийской природе, на фоне которой разворачиваются смешные, а порой и необычные события книги.
3. Мария Парр "Вафельное сердце"
"После обеда в первый день летних каникул мы с Леной провели между нашими домами канатную дорогу. Переправиться первой, как всегда, решила Лена. Она бесстрашно забралась на карниз, двумя руками схватилась за веревку, а босые ноги закинула наверх, сцепив их в замок. Тут я понял, что она вряд ли сумеет остаться в живых. Пока она карабкалась в сторону своего дома, все дальше и дальше от нашего окна, я не дышал. Лене скоро девять, и у нее сил поменьше, чем у тех, кто немного побольше.
Примерно на середине пути ее ноги, прошуршав веревке прощальное «ш-ш-шур», соскользнули вниз. И вот Лена болтается на высоте второго этажа, цепляясь за веревку только руками. У меня громко застучало сердце.
– Ой, – сказала Лена.
– Вперед! – крикнул я.
Двигаться вперед не так легко, как могут подумать некоторые, которые пялятся из окна, было мне разъяснено".
Забавная история о дружбе и вафлях, разворачивающаяся в небольшой бухте Щепки-Матильды, которая любого может погрузить в детство и заставить вспомнить свои собственные детские приключения.
Главные герои - мальчик и девочка по имени Трилле и Лена. Они всегда умеют найти неприятности на свою голову, но смекалка и помощь взрослых каждый раз спасают их от фиаско.
4. Эльке Хайденрайх "Неро Корлеоне"
"Мадоннина так давно жила на крестьянском дворе, что никто уже и не помнил, сколько ей лет. Десять? Двенадцать? Шестнадцать? Или, может, всего-навсего восемь? Мадонниной ее прозвали оттого, что шерстка на рыженькой головке в точности посередине была благочестиво разделена пробором, как у маленькой Мадонны. Дважды в год у нее появлялись котята, весной и осенью, и, если крестьянин своевременно обнаруживал новорожденных в их укрытии, он их топил. Своевременно — значит прежде, чем они откроют глаза и засеменят за матерью во двор. Ведь тогда он уже не мог их утопить и кричал в отчаянии: «Troppi gatti! Troppi gatti!»— что означало: «Слишком много кошек! Слишком много кошек!» Но он сохранял им жизнь, подыскивал для них местечко в других усадьбах, раздаривал соседям, а что оставалось, то кормилось вместе со всеми. Кошек и впрямь было много: Паоло, старый черно-серый полосатый кот, почти совсем беззубый, потом Красавчик Феликс, весь светло-серый, очень элегантный, но когда он был молодым и слишком настырным, куры выклевали ему один глаз, а еще рыжая Мессалина да Бифф с Баффом, два обжорливых драчуна, которые очищали двор от крыс и мышей, и каждый год к этой компании присоединялся какой-нибудь детеныш Мадоннины, и, если ему хватало силенок добиться, чтобы его признали, все было хорошо".
Это история о черном котенке по имени Неро, который всего за 6 недель своей жизни сумел стать полноправным хозяином маленькой итальянской фермы.
Жизнь Неро Корлеоне - череда необычайных приключений. Здесь есть место рождению и жизни, любви и взрослению, смерти и прощению. Возникает ощущение полного погружения в историю и "превращения" в кошку.
5. Ольга Громова "Сахарный ребенок
"Не хотелось думать ни об уроках вообще, ни конкретно о немецком языке — так хороша была за окном подмосковная ранняя осень с ярким осенним солнышком, так манила в лес. Я вполуха слушала, как учительница объявляла результаты вчерашней контрольной. «Нудольская — три…» Ослышалась я, что ли? Класс недоумённо загудел, но под строгим взглядом нашей новой «немки» быстро затих. С первых парт изумлённо оглядывались на меня одноклассники: вторая тройка по немецкому за неделю. Все знали, что по-немецки я говорю почти так же свободно, как по-русски, и школьный диктант ну никак не могла написать на тройку.
А я вдруг всё поняла. И недавняя тройка по русскому за сочинение (учительница сказала, что я стала допускать стилистические ошибки и не раскрыла тему), и сегодняшняя уже не показались такими удивительными. Обидными — да, несправедливыми — конечно… Но в эту минуту мне стало ясно, что теперь, в последнем классе, эти тройки станут появляться неизбежно, как бы я ни старалась. И тогда у меня в конце года выйдут четвёрки по русскому и немецкому. И не видать мне ни золотой медали, ни даже серебряной, несмотря на все мои «пятёрочные» табели прошлых лет".
Это - берущая за душу история о маленькой девочке Эле и ее счастливой семье, о том, как рушится жизнь, когда ты оказываешься ЧСИР - членом семьи изменника Родины и СОЭ - социально опасным элементом.
"Сахарный ребенок" - роман воспитания, история о любви, достоинстве и свободе. Прекрасное пособие по воспитанию крепости духа и смелости.
6. Лидия Чарская "Бичо-Джан"
"Худая, коричневая от загара старуха Илита вышла на порог дома и, заслонившись от солнца костлявой рукой, крикнула громко на всю усадьбу:
— Кико! Где ты, голубь мой? Ступай домой скорее: князь уезжает!
Крикнула и прислушалась на мгновенье, не отзовется ли ей кто-нибудь из густой чащи виноградника.
Сначала все было тихо в чаще, только легкий шорох да приглушенный писк какой-то птички долетали до слуха Илиты. Но вот к ним присоединились другие звуки: сдержанное хихиханье и неразборчивый шепот…
По коричневому сморщенному лицу Илиты скользнула улыбка.
— Вижу теперь, вижу, здесь ты! Не укрыться тебе от моих глаз, горный орленок!
В ту же минуту с веселым смехом и шумом двое детей выскочили из-за зеленой засады и бросились к старухе. Впереди бежал мальчик лет девяти, тоненький, стройный, чернокудрый. Его красивое смуглое личико задорно выглядывало из-под невысокой бараньей шапочки, а синие яркие глазенки, казавшиеся еще темнее под густыми ресницами и черными, гордо вырисованными бровками, так и искрились, так и горели шаловливым огоньком".
Как и все книги Лидии Чарской - это история о дружбе, смелости и великодушии, написанная так просто и понятно, что невозможно не поверить в ее правдивость.
Приключения юного князя Николая Тавадзе полны неожиданных поворотов и страшных опасностей. Порой кажется, что Кико уже не спастись от разбойников и он неминуемо погибнет, но благодаря помощи добрых друзей он целым и невредимым возвращается домой.