Каждый матрос мечтает стать адмиралом. Не стал исключением и родоначальник американского военного флота США Джон Поль Джонс. В Америке и России он был героем, а король Англии не спал ночами, мечтая повесить Джонса на рее.
Родился будущий адмирал и гроза английского флота в Шотландии в 1747 году. С детства море манило юного Поля и в 13 лет он устроился юнгой на торговый корабль.
В течение 8 лет Джонса мотало по морям. Он набирался опыта в морском деле, перевозя африканских рабов в американские колонии. Работорговля процветала в то время и была очень прибыльным делом.
Дослужившись до первого помощника капитана, Поль Джонс решил завязать с работорговлей и вернуться на родину.
Судьба распорядилась иначе. Бриг, отплыв от Ямайки, взял курс на Шотландию. От желтой лихорадки очень быстро скончались и капитан и старший помощник. Джонс, как самый опытный из команды, взял на себя командование и привел бриг обратно, сохранив груз корабля в целости.
Судовладельцы тут же назначили Джонса капитаном, позволив ему самому выбирать грузы для кораблей.
В Шотландии Поль долго не задержался.
В 1775 в Америке грянула война за независимость от Англии, и Джонс предложил свои услуги американскому флоту.
Получив патент на каперство, Джонс, как истинный шотландец, начал без колебания пускать ко дну английские корабли и захватывать их в плен. Дошло до того, что корсар стал хозяйничать у берегов Шотландии. А в одном порту сжег все суда англичан.
Как истинного джентльмена Джонса охарактеризовал один случай. Его матросы разграбили замок графов Селкирк, утащив с собой с собой столовое серебро. Поль обязался выплачивать графине стоимость похищенного из своего кошелька, что растянулось на годы.
“Если мои ребята хотят ужинать исключительно на серебре - пускай балуют себя. У них и так мало радостей в жизни” - примерно такими словами Джонс объяснял свой благородный поступок.
Король Англии Георг III был вне себя от бешенства, обещая повесить Джонса дважды.
Но корсар был неуловим.
Американские власти объявили Джонса национальным героем, но чин адмирала не торопились ему выдавать. Сказывалось прошлое Поля, когда он занимался работорговлей.
Джонс одержал еще ряд побед над английским флотом, самая громкая из которых - победа над линейным английским кораблем “Серапис” у берегов Франции. Эту битву назвали “боевым крещением американского флота”.
Подарив французам-союзникам “Серапис”, Джонс удостоился аудиенции у французского короля, получив золотую шпагу и орден военных заслуг.
10 лет провел Джонс во Франции, выполняя дипломатическую работу и ожидая дела.
Не дождавшись, в 1788 Поль Джонс принял приглашение Екатерины II на службу. Россия вела войну с Турцией и остро нуждалась в опытных морских волках. Поль Джонс как раз был таким.
В Петербурге он наконец-то получил заветный чин контр-адмирала русского флота. И стал зваться Павлом Джонесом.
В течение года новоиспеченный адмирал успешно громил турок на Черном и Азовских морях. Помогал с моря Суворову при штурме Очакова.
Карьера шла в гору. В России удивлялись его безудержной отваге и смелости.
Но интриги и каверзы, затеянные завистливым принцем Нассау-Зигенским, командующим дунайской гребной флотилией и бывшим хорошим приятелем влиятельного Потемкина, оборвали восходящую звезду российского флота.
Джонс был отозван в Петербург. Где тут на него обрушилось еще одна беда - обвинение в изнасиловании 12-летней девочки.
Французскому послу в Петербурге удалось доказать невиновность Джонса, но опороченный адмирал покинул Россию.
Многие считают, что тут был замешан английский двор, не желавший продвижения Джонса в России. Еще бы! Англичане спали и видели Джонса, болтающимся на рее.
В революционной Франции Поля встретили на “ура”.
Адмирал засел за мемуары, пока в 1792 году о нем не вспомнили в США.
Но было поздно. 18 июля его нашли мертвым в постели.
Джон Поль Джонс лежал в мундире русского контр-адмирала.
Могила его затерялась в водовороте европейских бурных событий. И только спустя век ее удалось обнаружить.
Останки адмирала в сопровождении эскадры ВМФ США были перевезены в Америку, где и были с почестями захоронены.
Сегодня у могилы Поля Джонса принимают присягу американские адмиралы.