Начинает холодать, а это значит, что как для людей, так и для автотехники скоро начнётся тяжёлая пора испытания на прочность. И в этот период, как обычно, с новой силой загораются споры о том, нужно ли прогревать двигатель машины, или можно сразу ехать.
Вообще, как известно из курса физики, на холоде металл сжимается, а масло густеет. Что это означает в рамках поставленного вопроса?
Для нормальной работы двигателю и различным жидкостям в системе необходимо выйти на рабочую температуру. В результате прогрева металл расширяется, а жидкости становятся более текучими.
Первым делом прогревается охлаждающая жидкость, вместе с ней температуру набирают поршни, цилиндры и головка блока цилиндров. А вот загустевшее при минусовых температурах масло разогревается менее активно, и тут проявляется дисбаланс: «верхи» уже прогрелись, а «низы» ещё нет. Последним достигает положенной для работы температуры нейтрализатор.
Из-за загустевшего масла элементы двигателя поначалу работают практически «всухую», а это не лучшим образом сказывается на ресурсе силового агрегата.
Однако, как рекомендуют автоспецы, здесь нужно соблюдать баланс. Совсем нет нужды греться по 20 минут, чтобы двигатель вышел на рабочую температуру. Иногда при очень низких температурах это вовсе невозможно, если стоять на месте. На Севере часто либо вообще не глушат машины, либо загоняют их в тёплые боксы, чтобы можно было спокойно завестись, не травмируя мотор.
В условиях Средней полосы России достаточно прогрева в течение 5 минут, пока хозяин чистит авто от снега. После этого можно осторожно двигаться в путь, не нагружая двигатель и коробку высокими оборотами, — так выход на рабочую температуру произойдёт быстрее.
Если резко дать по газам на непрогретой машине, клапаны могут «поцеловать» поршни, а то и вкладыши коленвала провернутся под шумок, так что лучше прогревайте двигатель — хотя бы пару минут. Если у вас машина с АКПП, желательно прогреть и трансмиссионную жидкость, переключая режимы, нажав на тормоз.
Что в итоге: греть всё-таки нужно, но без фанатизма. От 2 до 5 минут будет достаточно, но важно после этого не насиловать оборотами движок, и тогда всё будет хорошо.
Спасибо за внимание и удачи на дорогах!