Продолжение:
"Но должен же быть ответ на мой вопрос, иначе рак бессмысленен", - настаивал клиент.
"Жизнь бессмысленна даже без рака", - ответил я. - "В любом случае, многие люди так думают.
А после перерыва я спросил: "Вы когда-нибудь читали что-нибудь о Викторе Франкле? "
"Это доктор, который выжил в концлагере?"
"Именно. Он также оказался в безнадежной, бессмысленной ситуации. Угроза голода, преследования со стороны охранников и неминуемой смерти. Многие из его сокамерников не выдержали этого, покончили с собой или сошли с ума. В этой бессмысленной ситуации Франкл придал смысл своей жизни, поклявшись выжить, чтобы рассказать миру о преступлениях нацистов".
"Что вы хотите сказать мне всем этим?", - спросил мой клиент в этот момент, с некоторым недоумением.
"Я тоже этого пока не знаю", - признался я немного покорно.
Когда психолог тоже принимает участие в процессе.
"Черт", - думал я в тот момент. Я понял, что моя собственная история встала у меня на пути и что процесс, таким образом, не сдинется с места.
Несколько лет назад я и сам был тяжело болен и боролся с теми же вопросами, что и Карстен Т. Диалог с Богом, с миром и жизнью. Почему я? Почему эта болезнь? Что это значит?
В то время мне помогло видео Брене Брауна. В своих исследованиях Бренэ Браун выяснила, чего многие люди стараются избегать собственных чувств и следовать тому, что им диктует дух времени: будьте сильным и никогда не показывайте свою уязвимость.
И вдруг я снова встал на ноги. Клиентка напомнила мне, что до болезни я думал о себе и о жизни одинаково. Что я должен был только делать все правильно - и, таким образом, иметь возможность контролировать жизнь.
Какое высокомерие с моей стороны!
Я хотел попробовать выяснить, был ли Карстен Т. на том же самом пути или нет. Я планировал это сделать не с помощью простого вопроса, конечно, а прибегнув к небольшому эксперименту, как я всегда делаю в своих коучинг-сессиях. Я попросил его успокоиться, закрыть глаза и попросил:
"Я прошу вас сказать предложение: я уязвим."
Обычно, если во время сеанса я нахожу правильный метод, я всегда сталкиваюсь с сопротивлением клиента.
Оно проявляется либо в форме неприятной реакции организма, такой как напряжение, давление, боль, либо в виде болезненных чувств и эмоций (страх, гнев, напряжение), либо же клиент выдает какую-либо негативную или скептическую мысль.
Это был как раз тот случай.
Карстен Т. начал сильно качать головой, в глаза ворвались слезы, и он повторял снова и снова: "Нет, я не уязвим. Ничто меня не сбивает с толку. Я научился этому с раннего возраста. Если тебе что-то нужно, ты можешь это сделать. Мои родители всегда жаловались. На жизнь, на работу, на других людей. Они всегда чувствовали себя жертвами. Когда я был подростком, я считал их такими слабыми и презренными. И очень рано я решил, что никогда не позволю чему-либо сбить себя с толку."
"Героическое решение, - заметил я и продолжил, - но оно не научило вас справляться с отсутствием безопасности и эмоциональными рисками. В отличие от родителей, вы хотели жить идеальной жизнью. Жизнь, в которой вы делаете все правильно и считаете себя неуязвимым."
"Что в этом плохого?", - спросил Карстен Т. в изумлении.
"Становление совершенным и неуязвимым - это соблазнительная цель. Но никто не может этого сделать. Просто потому, что мы все нормальные люди и нуждаемся в других. Большинство людей считают, что уязвимость делает нас слабыми. Наоборот, как это ни странно, наша уязвимость делает нас сильными".
Клиент был тихим какое-то время, он размышлял. Потом он сказал:
"Может быть, вы правы. Я думал о том, как избежать уязвимости в своей жизни. Мне пришло в голову, что мое желание заняться индивидуальной трудовой деятельностью имеет к этому какое-то отношение. Я не хотел, чтобы кто-то указывал мне, что делать дальше. Если клиент не оплачивает счет, я не высылаю напоминание, а списываю деньги. Потому что я боюсь, что не получу денег, и что меня обманут. Я никогда никого не спрашиваю о дороге. Я предпочитаю теряться пять раз, а потом самостоятельно находить нужный путь. Я никогда первым не говорю жене, что люблю ее, хотя знаю, что иногда она этого очень хочет. Теперь я чувствую себя таким маленьким".
"И теперь вы переживаете через рак, что вы уязвимы - и нуждаетесь в помощи", - сказал я.
"Так вы все же думаете, что рак имеет смысл, что он хочет мне что-то показать?
"Нет, я не это имел в виду. Никто не знает, почему вы заболели, и у рака нет секретного сообщения, которое нужно просто расшифровать, и тогда все будет в порядке. Это была бы еще одна попытка сделать эту жизнь правильной", - ответил я.
Широко распространено желание получить рекомендации экспертов, которые помогут нам решить нашу проблему. И во многих сферах жизни это даже уместно и целенаправленно.
Но это не относится к собственной жизни и особенно к внутренней. Редко кто-то может сказать нам, что делать. Мы должны выяснить это сами.