Найти тему
Историческое оружиеведение

"Без достаточного умения": боевая подготовка донских казаков в первой половине XIX века.

Донские казаки в 1814 году (гравюра British museum).
Донские казаки в 1814 году (гравюра British museum).

В 1860 году генерал-лейтенант И. Попко в статье "О строевом обучении казаков", опубликованной в «Военном сборнике», заявил, что "за небольшим исключением передовых станиц Кавказской линии, где военная тревога вносит еще военное развитие в домашнюю жизнь казачьего населения, надобно согласиться, что нынешний казак, хотя приходит на службу с конем и оружием, но без достаточного умения владеть и тем, и другим". Его слова не были случайными и нашли крайне неприятное для донских казаков подтверждение всего через три года, в 1863 году с началом Польского мятежа.

Система подготовки донских казаков базировалась на традициях, сложившихся, как говорится, "испокон веку", и от ее эффективности в те времена напрямую зависело выживание казачьих родов, осевших на неспокойных границах Российской империи: "нам нужно было завоевывать каждый свой день, чтобы жить" (И. Попко). Однако, к началу XIX века эти границы стали гораздо спокойнее, и главный стимул военного обучения практически исчез: "Охочее военное ремесло превратилось в урочную военную повинность...Мы уже не природные и даже не доморощенные воины: мы обязанные воины" (И. Попко). "Замирение" границ привело к изменению и в традиционной системе подготовки. Как писал генерал-лейтенант И.И. Краснов в статье "Обучение молодых казаков в Донском войске" (Военный сборник, 1865), "служебное приготовление и развитие их (казаков) зависели некоторым образом только от домашних военных игр, которые, как утверждали старики, в старину существовали по станицам в значительных размерах, а потом, с начала настоящего столетия, стали ослабевать и наконец совершенно исчезли. Ныне о них ничего уже и не слышно". Попытки восстановления старой системы обучения начали предприниматься в 30-е годы XIX века, однако велись вяло, бессистемно и результата не давали: "Данное в 1835 году войску Донскому положение узаконило возстановление военных казачьих игр и обучение в станицах малолеток; но первого уже невозможно было привести в исполнение, по некоторым изменившимся в домашнем быту казаков обстоятельствам, отчего добровольные собрания молодежи на игры сделались затруднительны; обучение же малолетков встретило еще бóльшие препятствия: во-первых, не скоро составилось понятие, чему нужно учить казаков; во-вторых, негде было найти инструкторов. Хотя войсковое начальство и распорядилось предоставить частное инструкторство отставным унтер-офицерам и рядовым казакам из лейб-гвардии Казачьего полка, которые собирали малолетков по станицам и хуторам, в праздничные дни, показывали им сабельные приемы и приучали к маршированию, но для донских полевых полков потребно было не такое ограниченное воинское обучение, и потому оно приносило им мало пользы" (Краснов).

Донской казак ок. 1800 г. (рисунок ок. 1820 г.).
Донской казак ок. 1800 г. (рисунок ок. 1820 г.).

Систематическое обучение казаков, построенное на принципах армейских уставов, проводилось только в отдельных элитных частях, как, например, в Л.Гв. Казачьем полке, и в "специальных" частях, как, например, в донских артиллерийских батареях, в которых без знания артиллерийского устава делать было нечего. Но даже в элитных казачьих частях такое обучение вводилось уже много позже войны 1812 года. Так, например, в Л.Гв. Атаманском полке обучение было введено в 1828 году, а в Донском учебном полке - в 1839 году. Следует отметить, что первый казачий устав, был принят только в 1849 году и применялся только в Донском учебном полку. С ним в полк пришли "сбатование лошадей, рубка шашками, действие пиками и, наконец, дижгитовка" (Краснов). Выпускаемые из этого полка казаки, попадая в полевые полки становились инструкторами, а лучшие выпускники - отличными урядниками. В результате казаки требуемые военные знания приобретали уже в полевых полках, а в станицах эта ситуация воспринималась как само собой разумеющаяся: "мало по малу составилось на Дону общественное мнение, что самая лучшая школа для приобретения казаком фронтовых знаний есть полк" (Краснов). Результат этого "общественного мнения" был получен в 1863 году.

"Весной 1863 года, по случаю вспыхнувшего в Польше мятежа, вытребованы с Дона в западные губернии наши, экстренно и разом, двенадцать полков. В поспешности, некоторые из этих полков выступили без всякого приготовления и были наполнены почти наполовину малолетками. На обучение последних в походе имелось весьма мало времени, тем более, что в иных местах полки перевозимы были по железным дорогам. Прибыв на место назначенного для них служения, полки тотчас же поступали в дело и раскомандировывались по взволнованному краю мелкими партиями и командами. Через это полковые и сотенные командиры лишены были всякой возможности заняться не только систематическим обучением казаков, но даже и поверхностным ознакомлением их с фронтом. Между тем отовсюду, где служили новые донские полки, высшее правительство стало получать сведения, что большая часть их пришла с Дона в крайней неисправности; что многие офицеры обращают на себя внимание незнанием своего дела и даже ненадежным поведением; что казаки, и особенно молодые, не умеют стрелять и не умеют обращаться с ружьями; что вообще оружие у казаков дурного качества и неисправное, и, наконец, что в некоторых полках встречаются даже казаки, плохо ездящие верхом".

Казак 9-го Донского полка ок. 1813 г.
Казак 9-го Донского полка ок. 1813 г.

О том, как казаков начали учить фехтованию после 1863 года, вы можете прочитать здесь.

О ом, как должны были обучать молодых казаков по инструкции 1869 года, вы можете прочитать здесь.

О том, как учили фехтовать шашкой в казачьих частях, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов о боевой подготовке частей разных армий в XVIII - XIX веках. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развитию канала.