Жанр: сейнен, экшен, фэнтези, альтернативная история, милитаристика, насилие
Выходил: январь – март 2017
Английское название: «Saga of Tanya the Evil»
Русское название: «Сага о Злобной Тане»
12 сериий
Оценка: 8 из 10
Цель оправдывает средства (с). Или средства оправдывают цель?..
Жил да был один HR, весь в душе как янычар. То есть напрочь не интересующийся ничем, кроме собственной карьеры и корпоративных правил. Всякие глупости типа дружбы, добра к людям (кроме диктуемых интересами корпорации), и уж тем более веры в Б-га в его сферу интересов не входили и близко. А вот Б-г, интересное такое существо, почему-то привык, что все в него должны верить. И тут вдруг такое! HR-а нашего под электричку пристроили, а он не верит. Уходит душа из-под контроля, (ну не верит же ибо) не порядок. Решил тогда Б-г переродить нашего героя. А чтоб уверовал – в мире, похожем на наш, но где идёт война. И для пущего страху – маленькой девочкой. А чтоб ещё страшнее – с магическими способностями. Чтоб под призыв попала неизбежно. И хлебнула, так сказать, полной ложкой. И уверовала. Однако, получилось всё куда более неожиданно.
Тоже в общем-то нашумевший сериал, который я совершенно точно собиралась посмотреть. Хотя бы из уважения к труду Эльфа-танкиста elven_tankmen. А посмотрев –натурально поняла, почему сериал нашумел, причём с диким расслоением мнений. Дело в том, что сериал обладает целым ворохом особенностей, которые если смотреть с одного ракурса дико бесят, а с другого – безумно радуют. Но по-хорошему ещё надо между этими ракурсами прыгать… В общем, сложно воспринимать в целом, и как ни воспринимай – всё равно бесящих моментов заметишь кучу.
Впрочем, к технической составляющей это практически не относится. Конечно, всё это в большой степени вопрос вкуса и всяко уж нельзя сказать, что нечто выдающееся. К примеру, дизайн персонажей прямо скажем не самый симпатичный и не самый проработанный. Но вполне ничего. И пожилой генерал, и длиннохвостый колдун меня лично просто-таки радовали с эстетической точки зрения. Пусть и нарисованные довольно схематично.
Опенинги-эндинги – на мой взгляд вполне соответствуют сериалу, но кому-то могут и совершенно не понравиться. Зато я наслаждалась голосами некоторых «знакомых» сейю. Удивительным образом – здесь это были исключительно мальчики.
Отдельно следует сказать про антураж.
С антуражем всё довольно хитро. Дело в том, что всё происходит в Западной Европе в середине 20х годов прошлого века. И первая половина XX-го столетия натурально лезет изо всех щелей, всё абсолютно опознаваемо… Но нельзя сказать, что так уж с любовью нарисовано. Те же Фау-1, те же танчики, прокатившиеся по экрану в последних сериях совершенно понятно, что «троечки», но и нарисованы «на троечку». То есть любители заклёпкометрии будут одновременно радоваться на заклёпочки и плеваться на халтуру. Я почти уверена, что буквально всё, попадавшее в кадр имеет вполне чёткие прототипы в реальном мире. От одёжек случайных немочек в столичной кофейне Рейха до последней железки с колёсами или патронами. Но «творчески переработанные» - ведь мир очень похожий, но это не наш мир по условиям. А раз творческая переработка, то можно не напрягаться. Результат, как понимаете, спорный.
Но важен всё-таки сюжет. И перед тем, как я начну вдаваться в глубокие размышления (и, как я сказала в самом начале, в зависимости от ракурса тут почти ни на что нельзя однозначно или поругаться, или повосторгаться) – упомяну единственную вещь, которая в сюжете безусловно хороша: боёвка. Её ровно столько, сколько надо. Она вполне соответствует реалиям мира и, что самое главное – в той самой мере бодрая, в которой надо. Я, конечно, особенно радовалась, когда Танюше перепал трофейный пистолет-пулемёт и она начала из него вкусными очередями постреливать.
Но вернёмся к спорным моментам, зависящим от ракурса. Для понимания скажу ещё раз: в мире, где живёт Таня, Первая и Вторая Мировая Войны слиты воедино. То есть не было проигрыша Германии в первой, да и началась она на десять лет позже. Соответственно – нету ни реакционных режимов типа Гитлера, Муссолини, Франко и вообще каких-то таких черносотенных течений, нету и революции в России. Таким образом, немцы выглядят вполне себе нормальными империалистами (натурально у них там как положено на начало Первой Мировой – Империя с Императором, правда, глядя на карту – несколько не в тех границах). И остальные действующие стороны по сути дела вполне им соответствуют. То есть явная отсылка к Первой Мировой, где все были одним мирром мазаны. С другой стороны – немцы уже здесь активно мухлюют с соглашениями о правилах ведения войны и довольно спокойно разрабатывают операции, ведущие к уничтожению в основном некомбатантов. Более того, хотя с землёй они равняют некий городок в условно Франции, но отсылка на Сталинград настолько очевидная, что даже знаменитый фонтан с танцующими детьми рисовать было не обязательно. Однако – и его нарисовали.
При этом – весьма интересный мотив это тоже привносит. Рассуждения об ответственности военнослужащих (таки да, пересмотренное в нашем мире уже после Второй Мировой), о переходе войны из средневекового CTF в войну на уничтожение живой силы противника – это моменты хотя и жуткие, но для кого-то познавательные, а кому-то и радостно: от самого факта, что эти темы были подняты и освещены… прямо скажем, далеко не худшим образом.
Добавляет ассоциаций и всё остальное, видимое нами. И я не только про чисто визуальные моменты вроде униформы, вооружения и тому подобного. Я и про события: эвакуация армии Республики (конкретная Франция) в Соединённое Королевство (несомненно Англии, Шотландии, Ирландии и Вэльса), и отбытие главного генерала Республики в южные колонии вместе со значительным куском республиканского флота – это, простите, настолько незамутнённая отсылка к де Голлю и эвакуации из Дюнкерка, что даже и думать не надо. Дополнительно к этому раздражает вообще роль Республики во всём этом безобразии. Да-да, мы прекрасно помним, насколько печально воспринимали французы немецкую оккупацию. Насколько могучим было французское Сопротивление. И насколько ничтожны силы прямых (в составе Вермахта) и непрямых (в составе вооружённых сил вишистов) коллаборантов. Здесь же французы такие все из себя несгибаемые, и вообще, наученная опытом нашего мира Танечка понимает, что конкретная Вторая Мировая начнётся вот-вот именно по отплытию местного аналога де Голля. Ну-ну.
В общем, как ни крути, немцы, которым вроде бы надо сочувствовать, исходя из набора главных героев, - симпатии по-хорошему говоря не вызывают. Равно как не вызывает восторга и обратный взгляд. Предположим, мы, как и все нормальные современные люди встанем на сторону Антигитлеровской Коалиции. Но и тут всё не слишком хорошо. Раздувание роли Франции – просто смешит. А вот намёк на возникновение главной противницы Танечке из французской беженки в США (не помню, как там это называется, но и здесь совершенно понятно, что за страна имеется в виду) – в первый момент откровенно бесит. Да-да, конечно же США. Вы там ничего не забыли случайно? Ну так, про Битву за Атлантику, про Восточный Фронт… Это так, было всё мелочи, да-да, я понимаю.
И, конечно, безумно умиляет, но очень не по-доброму, заявленная мотивация, почему, де разразились Первая и Вторая Мировые Войны именно в таком масштабе и в таких блоках. Ну просто феерическая милота, обнять и плакать!
С другой стороны, если посмотреть немного с третьего ракурса. Мистического. Тогда вроде бы в этом есть определённая логика: из Союзников и в нашем мире самой религиозной страной, пожалуй, ко Второй Мировой были США. И возникновение религиозной фанатички именно там было бы вполне обосновано. Если бы не одно «но», откровенно ломающее эту теорию: ведь у нас нету и Революции в России. Соответственно, ломового атеизма (без которого, кстати, я подозреваю, СССР бы не смог настолько мощно выступить против 3го Рейха) – тоже нету. То есть опять идёт какая-то ерунда: если говорить о том, кто немцев скушал, то именно в военном смысле главные уничтожители были русские. Так что анти-Таня должна появиться именно там. Если говорить о религиозности – то либо у нас таки в России уже СССР, либо не надо меня лишний раз злить.
Теперь же приступим к следующим ракурсам. Отвлечёмся от большой политики и займёмся персонажами. Собственно, все персонажи у нас довольно фоновые. Так что остаётся лишь Танечка. А вот с нею всё тоже очень интересно и неоднозначно. Без всякого спора, изначально (по крайней мере) – человек она гнилой и неприятный. Так сказать, воплощение всех худших карикатур на HR и корпората вообще. Но при этом уже интересно: её армейская карьера. Так ли она кровожадна? Ничуть, в первую очередь она поступает в армию потому что «всё равно неизбежно забреют» и всячески стремится сделать карьеру ровно для того, чтобы осесть в какой-нибудь тихой и хлебной тыловой должности. Но поскольку не завхоз по натуре – лезет по другой линии. И куча забавностей происходит именно потому, что её стратегическое мышление вкупе со знанием истории приводит её ровно к обратным результатам. Что ещё забавнее, именно для нас, зрителей, что мы как раз очень даже часто понимаем, что сейчас Танюше эта замечательнная идея выйдет боком, даже предполагаем – каким.
Отдельно забавно, что я пишу про этот сериал, который совершенно чётко можно отнести к "попаданческому" жанру, в день рождения Олега divov. Он же буквально на днях в интервью говорил, что попаданческий жанр пришёл в нашу литературу, судя по всему, весьма плотно. Потому что обусловлен комплексом проигравшего. Н-да, вот, Танечка у нас пытается Ось вытянуть.
Я, помимо этого, получала море восторга, наблюдая как Танечка толкает выверенные просто по лекалу вдохновляющие речи, как она взаимодействует с окружающими. Тут, боюсь, надо всё-таки понимать: если вот просто так слушать, то можно долго удивляться, что же это она такое говорит? То ли человеческие чувства прорезались, то ли авторы бредят? На самом же деле, если вы поработаете в западных корпорациях, понаблюдаете за происходящим – обнаружится, что Таня безусловный талант. Но совершенно другого качества: она прекрасно выучила и замечательно научилась применять на практике учебники по взаимоотношениям в коллективе! Она просто как по нотам чешет в соответствии с ними. И это реально прекрасно, как она качественно, грамотно говорит именно по учебникам, но именно такие вот речи… При этом сама думает совершенно о другом. Или думает она как раз о том же – правильно приободрить подчинённого, правильно поговорить с начальством… Но всё это подчинено заботе о её собственной карьере, все остальные положительные эффекты – не столько даже побочны, сколько подчинены этой цели. Ещё раз – воплошение бездушного корпората.
Однако, тут наблюдается некоторый прогресс. В одном аспекте наша Таня из полностью бездушной и безэмоциональной (кроме эмоций, направленных на себя) – всё-таки начинает как-то развиваться. Это вопрос её взаимоотношений с Б-гом, которого она обозначает «Существо Х», поскольку верить в него не желает. Прогресс, правда, несколько банальный – из желания увернуться перерастает в желание навалять. Но при этом – есть отличные моменты, например, когда Таня сдержалась от выстрела по статуе в церкви. Это она молодец.
Однако самым интересным во всей этой истории являются взаимоотношения Танечки с Б-гом. Интересным в том числе и тем, что опять выглядит оно «с какой стороны посмотреть». Ну вот я, практически синтоистка, естественно, ничего кроме веры в Б-га вроде бы не имею. То есть понятно, концепция Единого Абсолютного Б-га вроде того, что есть у мусульман, христиан и иудеев для меня не столько даже спорная, сколько отвлечённая. Есть он там, нету – всё равно мы дело имеем с более рядовыми ками. Тем не менее, вера в Б-га для меня вполне нормальна. И вроде бы этот Б-г (который вроде как практически христианский) – очень даже ничего. А в форме Щелкунчика даже симпатичен вполне. То есть я вроде как должна осуждать Танечку? Да, в вопросе взаимоотношений с Б-гом я её таки осуждала поначалу… но за другое. Потому что верить в этого Б-га так, как он сам того хочет – занятие на мой взгляд очень странное. Понимаете ли, просто с самого начала он откровенно глуп. Я даже не говорю о том, что он не способен просчитать банального: Танечка вполне может поверить в него. Ровно так, как она верит: проверяемо наличиствует «Существо Х», с помощью его манипуляций можно то и сё. Да, понятно, Существо Х – крутое. Но с чего верить-то в него, с чего поклоняться? С того, что слабый должен автоматом поклоняться сильному? Ух ты, какие интересные вопросы у нас возникают. Тем не менее – этот чудак считает именно так.
И далее, не догадаться, что его очередная модификация реальности сыграет против него? Что пытаться убедить Таню в своём существовании он благополучно преуспел, любыми дарами она будет пользоваться… Но где связки между пользованием, подчинением и верованием? Плюс ведёт он себя настлько отвратительно, что Б-гоборческая тенденция нашей Танечки становится всё более и более обоснованной и… нашей. Вломить в торец этому Б-гу хочется всё больше и больше.
Здесь и располагаются и моё нарекание, и моё главное восхищение: сначала я совершенно не понимала Танечку, которая довольно легко могла принять себе идею этого «Сушества Х». Уверовать (в его существовании)… и благополучно пользоваться всеми плюшками, которые этот шибко умный персонаж передаёт ей в рукм. И в чёс проблема? Только в том, что такими пинками к счастью не загонишь, а загонишь к ненависти. Так что чем дальше, тем больше я Танечку поддерживала. А её финальная речь… в сущности, это, пожалуй, ещё и единственная духоподъёмная речь, сказанная ею на публику, которая живёт от души. Да, если этот самый Господь Б-г допускает все такие безобразия – то пусть валит отсюда нафиг. А мы, так и быть, поделаем его работу за него. Заодно – и над ним, давно хочется.
В общем, к моему немалому удивлению и восторгу – тема богоборчества в сериале раскрыта на удивление неплохо, более того – на ещё более солидное удивление очень соответствует моим собственным мыслям. И в общем-то, как бы мне Танечка неприятна ни была – во время её финальной речи я откровенно злорадствовала. Этот альтернативно одарённый персонаж таких глупостей и гадостей понаделал, что Танечка таки да – заслуженный его наместник на земле, а дальше и до неба доберётся, до своего «сюзерена». Так ему и надо!
Одним словом – совершенно удивительная смесь реваншизма, простоты, причём той, которая хуже воровства… И обдуманных взвешенных ненависти, любви, уважеения и презрения как к отрицательным, так и вроде как положительным персонажам. Ко всем по-разному и за разное, но удивительно: все четыре отношения имеют место быть к каждому.