«Скромность мать всех пороков». Поговорка, словарь Даля.
Еще на заре моего увлечения, а потом и полного погружение в исследование и практику сторителлинга у меня родилось высказывание, которое я употреблял скорее мимодумно: «Плюньте на скромность!» Оно мне нравилось своей ясностью. В глубину я не погружался до вчерашнего дня. Читаю в ФБ ленте у одного… «учителя по публичным выступлениям»: «… «Х…» процитировал хорошую мысль своего учителя: «Будь на миллион, но не бросай этого миллиона в аудиторию». Может я не точно запомнил, но суть схватил. Эта мысль сверкает в словах многих мудрых. Вот имам Шамиль: «Возносясь высоко, будь скромным, став сильным - будь милосердным». Эта позиция определяет настоящую силу лидера - она в его скромности. И лучший оратор - скромный оратор…»
Я попросил привести пример таких «скромных ораторов». Были приведены какие-то неизвестные мне люди, знакомые автора поста, а так же Соловьев и Кони. Мое удивление было таким: «Про Ваших знакомых и учителей не скажу, не знаком (видимо они слишком преуспели в сромности). А про Соловьева и Кони, как и про вообще известных мне ораторов... Толкование словарей (скромный — «тот, кто держится в рамках, сдержанный». «скромный, умеренный; незначительный, скудный», первонач. «немногочисленный, маленький») как-то не вяжется с сутью ораторства, хотя бы уже тем, что оратор выходит за рамки общепринятого, как в прочем и за рамки собственно "нахождения в толпе". Вышедший выступать перед аудиторией уже "не скромен"…»
Дальше последовало что-то вроде, «…как же вы не знаете моих знакомых? Немедленно посмотрите их выступления (зачем?) и вы все поймете про скромность!..» Соловьев и Кони были забыты, а иные известные ораторы и не вспомянуты. А после нескольких моих несогласных высказываний «скромность» была и вовсе растоптана. Меня обвинили в манипуляции и еще кой каких мелких смертных грехах. При этом оппонировал собеседник из всех объемных посланий к самым не значительным их частям. Очень скоро я, «чтобы не выпячивать себя» и «не ставить личность свою наперед» диалог наш прекратил.
Почему-то мне вспомнился самый, наверное «скромный» оратор «всех времен и народов»… Иосиф Виссарионович… А еще вспомнил школу. Учителя, которые "выпячивали" скромность, как высшую добродетель, были самыми жёсткими до жестокости диктаторами. Вся советская система была очень "скромной", гнобя при этом "не скромных" поэтов, писателей, художников, учёных, хозяйственников. Чтобы "не выпячивали себя"... И вообще я как-то редко слышал, чтобы люди чего-то добившиеся, уникальные, талантливые поднимали разговор о скромности, как-то специально пестовали ее. Наоборот же, я часто замечал, что такие разговоры любят люди посредственные, ничего из себя не представляющие, не уверенные в собственной уникальности, а потому, если такие люди получают хоть какую-то власть и влияние над остальными, очень скоро отыгрываются на всех, кто по их мнению «не скромен», а значит, уверен в своей уникальности в отличие от них.
Я просто убежден, что вся деятельность сторителлера (рассказчика, оратора), это «выходить за рамки», «выпячивать себя». Я не понимаю, зачем выходить к аудитории, если ты не считаешь себя в чем-то уникальным. А если считаешь, чего этого стесняться и скрывать? И не просто «плевать на скромность», бежать скромности или, наоборот, бороться со скромностью ОБЯЗАН тот, кто готов взять на себя ответственность за свою аудиторию (будь то политик, управленец, хозяйственник, бизнесмен, учитель, актер, родитель). А такие, с позволения сказать, «пропагандисты скромности» для российского общества, в котором крепостное право (рабство) отменили только 150 лет назад, - прямой вред и угроза национальной безопасности.
И еще… Не скажу за Шамиля, но что-то мне подсказывает, что «будь на миллион, но не бросай этого миллиона в аудиторию», это не про скромность, а про «бисер перед свиньями»…