Найти в Дзене
Модная канитель

Что можно увидеть в Кунсткамере кроме «кабинета натуралий»

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Привет, друзья!

Вот так бывает - забежишь в Кунсткамеру по делу и зависнешь на пару часов... Зачем, ну зачем я зашла в этот зал Индии? Конечно, от витрин с тканями увести меня уже невозможно! И пусть весь мир подождет))

Ошибаются те, кто думает, что в Кунсткамере только анатомическая выставка костей и естественнонаучных коллекций Фредерика Рюйша. Петр повелел собирать здесь все, что «зело старо и необыкновенно». А кроме того, это один из старейших и крупнейших музеев мира!

Этнографических экспонатов здесь даже больше, чем в Государственном этнографическом музее. Коллекции все время пополняются. Ходить по залам можно бесконечно, поэтому лучше приходите с утра пораньше. Кстати, билет стоит 300 рублей.

«Индия, Индонезия и Шри-Ланка». Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
«Индия, Индонезия и Шри-Ланка». Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Первые индийские #этнографические коллекции для кунсткамеры начал собирать еще Петр Великий - различные сосуды, монеты, украшения. Российские императоры, врачи, общественные деятели, путешественники - все считали своим долгом пополнение фондов музея.

Цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II ) привез из своего путешествия на восток около 250 предметов индийского быта, ремесла и искусства.

И вообще это все бесконечно интересно, здесь материалов не на одну книгу)) Не зря посещение этого музея входит в обязательную программу обучения дизайнеров одежды. Но сегодня - о тканях.

Ткацкое ремесло развито в Индии с незапамятных времен, оно выросло из искусства плетения. В древности Индия считалась одним из главных поставщиков тканей на европейские рынки.

Индийская парча, шелк, тончайший муслин... А кашмирские шали! Стоит вспомнить, как в XIX веке из-за них сходил с ума весь высший свет Франции, а Жозефина Богарне имела коллекцию из 400 шалей.

Шаль. Шерсть, набойка. Северная Индия, XIX-XX в.в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Шаль. Шерсть, набойка. Северная Индия, XIX-XX в.в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Только посмотрите, какой чудесной прялкой для шерсти они пользуются!

С ткацкого станка сходят гладкотканые или фактурные ткани. Над гладкоткаными, без рисунка, трудятся набойщики или вышивальщики - все, как мы привыкли.

С помощью набойных досок с вырезанным на них рисунком изготавливают #Набивные ткани. Только у нас доски делают трехслойными, для того, чтобы дерево не деформировались в работе. В Индии же для этих целей используют древесину тикового дерева. Она особо прочная, поэтому доски служат очень долго.

Кстати, обратите внимание. Ткань, на которой они лежат - шелк, выполненный в узелковой технике бандхана в Западной Индии.

Для вышивания используют не только нити, в том числе металлические, но и кусочки зеркала, слюды, бисер и даже такую экзотику, как надкрылья жуков. У нас этого точно не увидишь!

Тюль, крылья жучков, нить золотная калабатун. Северная Индия. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Тюль, крылья жучков, нить золотная калабатун. Северная Индия. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Ткани могут расписывать в технике батик. Например, вот так.

Роспись в технике батик. Х/б ткань, краска. Восточная Индия. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Роспись в технике батик. Х/б ткань, краска. Восточная Индия. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Узор на ткани и ее цвет считаются оберегами. Цвет ткани связан с кастовым статусом ее владельца. Синяя краска индиго никогда не применяется для окрашивания одежды знати.

Значение имеет и брачный статус: цвет покрывала невесты красный, цвет жизни и страсти, а вдовы - белый, ритуально чистый.

Напоследок немного украшений. Для женщин в Индии они едва ли не важнее, чем одежда. Они не только подчеркивают красоту, но и демонстрируют богатство и знатность рода.

Но самое древнее назначение украшений - магическое. Издавна в Индии верили, что камни и металлы связаны с божествами и планетами, способными управлять жизнями людей. С помощью амулетов и оберегов старались уберечься от недобрых сил, исцелиться от болезней, сделать свою жизнь долгой и счастливой.

Это еще далеко не все, впереди много интересного.

Еще о народной одежде в Кунсткамере: Кто такие куна и что они делают в Кунсткамере
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»